Ифнс подает в суд

Как подать в суд на налоговую инспекцию: образец иска, порядок, основания

Ифнс подает в суд

Не все конфликты удаётся урегулировать мирно. Если права гражданина были нарушены, допустимо обращение в суд. Причём оппонентом может выступать как физическое лицо, так и государственный орган.

Если гражданин считает, что ФНС допустила нарушение, потребуется составить исковое заявление. Однако предварительно необходимо соблюсти ряд обязательных нюансов.

Важно заранее выяснить, как подать в суд на налоговую инспекцию.

ФНС занимается финансами. Большинство сотрудников организации являются уполномоченными госслужащими, имеющими значительно больше прав и обязанностей, чем другие лица. Работа с денежными средствами влечет за собой возникновение целого перечня причин, выступающих поводом для написания искового заявления. Обратиться в суд с иском можно в следующих ситуациях:

  • гражданину неверно начислили налоговые платежи;
  • с лица незаконно взыскали штрафы и пени;
  • учреждение отказалось вернуть излишне уплаченные деньги по налогам и сборам;
  • госорган не своевременно выполняет возложенные на него обязательства;
  • ФНС проводила проверку предпринимателя или юридического лица и допустила нарушение;
  • учреждение отказало заявителю в предоставлении налоговых льгот;
  • лица, имеющие право на вычет, получили отказ.

Досудебное урегулирование конфликта

Изначально необходимо попытаться урегулировать сложившуюся ситуацию мирным путем. Для этого в ФНС направляется жалоба. Документ должен содержать ряд обязательных сведений:

  1. Полное название государственного органа, в адрес которого направляется бумага. Местоположение организации.
  2. Информация о заявителе. Важно прописать ФИО, место проживания и данные для оперативной связи. Обычно необходимо оставить телефон и электронную почту.
  3. Причины для подачи жалобы. Важно описать все обстоятельства, ставшие поводом для обращения в уполномоченный орган.
  4. Суть предъявляемых требований. Гражданин обязан подробно описать, чего он хочет добиться в результате направления обращения.
  5. Способ предоставления ответа. Лицо имеет право попросить представителя налоговой отправить документ по почте, выслать его на электронный адрес или уведомить при помощи текстового сообщения в личном кабинете на официальном сайте налоговой службы.
  6. Список приложений. Заявитель обязан перечислить все бумаги, прикладываемые к жалобе. Дополнительная документация необходима для подтверждения собственной правоты.
  7. Дата составления обращения и подпись заявителя.

Готовые жалобы нужно передать в отделение учреждения, чье действие или бездействие лицо пытается обжаловать. Допустима передача бумаг следующим способом:

  1. Во время личного визита в ФНС. Бумаги предоставляются через канцелярию учреждения.
  2. Посредством почтового отправления. Документы нужно пересылать заказным письмом с описью вложений.
  3. Через интернет. Для удобства граждан был разработан онлайн сервис Личный кабинет налогоплательщика. Он располагается на официальном сайте ФНС.

Потребуется дождаться ответа. Решение принимают в течение 1 месяца. Требования могут удовлетворить, частично удовлетворить или отклонить полностью. Если лицо не согласно с принятым решением, допустимо обращение в суд.

Как подать

Начало судебного делопроизводства считается самым эффективным способом доказательства собственной правоты. Если жалоба была отклонена, или предпринятые налоговой действия заявителя не удовлетворили, предстоит:

  1. Собрать необходимые документы. Важно подготовить все бумаги, подтверждающие правоту заявителя. Это повысит вероятность вынесения положительного решения.
  2. Подготовить исковое заявление. Бумага составляется в соответствии с нормами статьи 131 ГПК РФ. Типовой образец документа отсутствует. Дело в том, что каждый случай индивидуален и требует особого подхода. Однако использование готового образца допустимо. Заявитель должен понимать, что ему придется корректировать документы в зависимости от особенностей произошедшего.
  3. Подать документацию в суд. Обращаться необходимо по месту нахождения ФНС. Бумаги предоставляются в канцелярию органа. Её представители проверят правильность заполнения документа. Если он подготовлен правильно, заявку примут. Начнется рассмотрение дела. Когда найдены ошибки, исковое заявление могут отклонить. Поэтому важно проявлять внимательность.
  4. Назначается дата разбирательства. Заявителю предоставят уведомление о месте и времени проведения судебного заседания в течение 5 дней. Срок начинает исчисляться с момента поступления заявления в уполномоченный орган.
  5. В назначенный день необходимо посетить учреждение и принять участие в разбирательстве. Допустимо отстаивание собственной позиции, предъявление доказательств, привлечение уполномоченного представителя.
  6. Узнать итоговое решение. Вердикт суда также можно обжаловать. Для этого необходимо обратиться в вышестоящий орган.

Составляем иск

Чтобы иск рассмотрели, важно подготовить бумагу правильно. Типовая форма отсутствует, однако содержание закреплено статьей 199 ГПК РФ. В заявке должны присутствовать следующие составные части:

  1. Шапка. Размещается в правом верхнем углу. Здесь приводится информация об учреждении, личные сведения заявителя, и представителя, если лицо участвует в разбирательстве, стоимость иска и информация о размере госпошлины.
  2. Тело. Здесь фиксируется подробное описание обстоятельств произошедшего и приводятся ссылки на действующие нормативно-правовые акты, которые нарушили представители ФНС.
  3. Заключение. Заявитель выдвигает перечень требований и обосновывает их в соответствии с нормами законодательства.
  4. Приводится перечень приложений.
  5. Заявка заканчивается подписью гражданина или представителя и датой предоставления.

Физические лица обращаются в районные суды, а предприниматели в арбитражные.

Образец

Образец иска на налоговую инспекцию.doc

Какие документы приложить

Список дополнений меняется в зависимости от особенностей ситуации. Полный перечень бумаг, которые можно прикладывать к иску, отражен в статье 126 АПК РФ. Допустимо предъявление документации в бумажном и электронном виде. Предварительно необходимо сделать копию искового заявления и разослать их другим участникам процесса. В перечень включают:

  • квитанцию, подтверждающую внесение госпошлины;
  • бумаги, демонстрирующие законность выдвинутых требований;
  • копия свидетельства о госрегистрации, если в учреждение обращается предприниматель или юридическое лицо;
  • нотариально заверенная доверенность предоставляется в ситуациях, когда человек действует через представителя;
  • копия полученных решений, если вердикт вынесен;
  • жалоба, направлявшаяся в ФНС;
  • выписка из реестра для ИП и юр лиц.

Обычно конфликт можно решить уже на стадии подачи жалобы. Разбирательство в суде может длиться 3-6 месяцев. Досудебный порядок быстрее. Ответ удастся получить в течение 30 дней.

Стоимость

Цена иска представляет собой объем имущественных требований лица, выраженный в конкретной сумме.

Ответчик будет обязан предоставить это количество денежных средств заявителю, если суд удовлетворит выдвинутые требования. Заявитель обязан аргументировать цену иска.

Для этого приводятся доказательства нанесенного ущерба или присутствие иных обстоятельств, позволяющих требовать уплаты суммы.

От размера цены зависит величина госпошлины. На показатель также влияет статус заявителя и инстанции, в которой будет происходить разбирательство. В ряде случаев истец может быть частично или полностью освобождён от внесения госпошлины.

Если лицо отказывается от иска, госпошлину можно вернуть. Во внимание принимается причина подобного решения. Если суд отказал в рассмотрении требований, средства вернут плательщику.

Однако если речь идет о ситуациях, когда ответчик добровольно выполнил обязательства, а истец уже успел обратиться в суд, деньги не возвращаются.

Допустимо взыскание суммы с противоположного участника разбирательства.

Порядок и сроки рассмотрения

Когда исковое заявление принято, назначается судебное разбирательство. Стороны извещают. Для этого направляется повестка. В бланке отражается дата и время проведения процедуры. Если участник разбирательства не явился, это способно стать поводом для откладывания разбирательства.

Однако в ряде случаев допустимо изучение дела без противоположного участника происшествия. Во время первичного заседания судья самостоятельно изучает дело. Процедуре предшествуют предварительные слушания, на которых истец и ответчик могут представить свою позицию. Суд предоставляет сторонам право самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию.

Если достичь компромисса не удаётся, выносится соответствующее судебное решение.

Судебное разбирательство — длительный процесс. На вынесение решения требуется минимум 3 месяца. Допустимо увеличение срока до 6 месяцев, если рассматривается сложное дело.

Если суд удовлетворит требование заявителя, ФНС может компенсировать убытки или предоставить льготы. Дополнительно может быть выдвинут штраф в размере до 100000руб. Санкции накладываются и на должностное лицо. Размер взыскания составляет до 15000 руб.

Принятое решение допустимо обжаловать. На выполнение процедуры даётся 10 суток. Бумаги потребуется подготовить и направить в вышестоящую инстанцию.

Учреждение имеет право удовлетворить выдвинутое требование, пересмотреть решение, частично удовлетворить или отклонить.

Об авторе

Источник: https://sud.guru/trud/sud-s-nalogovoj-inspekciej.html

Какой должен быть долг физлица или юрлица, чтобы налоговики братились в суд? — Audit-it.ru

Ифнс подает в суд

ИА ГАРАНТ

При какой минимальной сумме задолженности физических и юридических лиц налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нормами НК РФ минимальные суммы задолженности налогоплательщиков для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании установлены только для случаев:

  • взыскания налога с лицевых счетов организаций – если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;
  • взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – если взыскиваемая сумма превышает 3000 рублей. Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее или равной 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии – если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Установленные минимальные суммы не зависят от порядка судебного взыскания (в порядке приказного производства либо по правилам искового производства).

В иных случаях право налогового органа на взыскание задолженности в судебном порядке не зависит от суммы налоговой задолженности.

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что нормы налогового законодательства не регулируют случаи, когда налоговый орган может обратиться именно с заявлением о выдаче судебного приказа.

Порядок обращения с таким заявлением регулируется нормами арбитражного процессуального законодательства, гражданского процессуального законодательства и административного законодательства и не входит в перечень тематик, по которым осуществляется подготовка письменных заключений.

Вместе с тем сообщаем, что право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ или арбитражные суды иски (заявление) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения установлено пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании причитающейся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (далее – задолженности):

а) в случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, когда взыскание задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей может быть произведено исключительно в судебном порядке. Заявление должно быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);

б) в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности:

  • за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет электронных денежных средств с налогоплательщика. Заявление в этом случае может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ);
  • за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ);

в) в случае взыскания задолженности с налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Обращаться в суд с заявлением о взыскании недоимки в иных ситуациях налоговые органы не вправе (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09).

При этом ограничение по сумме взыскиваемой задолженности для взыскания ее в судебном порядке установлены НК РФ только в двух случаях:

1) взыскания налога с лицевых счетов организаций;

В этом случае налоговый орган обращается в суд с соответствующим заявлением, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей (пп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Если недоимка меньше указанной суммы или равна ей, взыскание производится во внесудебном порядке.

Речь идет о казенных, бюджетных и автономных учреждениях, органах государственной власти (местного самоуправления), других организациях госсектора, а также иных организациях, которым открыты лицевые счета.

Взыскание недоимки, а также пеней и налоговых санкций осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с учетом положений главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
В иных случаях, установленных п. 2 ст. 45 НК РФ, ограничения по сумме задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, не установлены.

Не установлены ограничения по сумме налоговой задолженности и в случае обращения налогового органа в суд в связи с пропуском срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности (ст.ст. 46 и 47 НК РФ).
2) взыскания задолженности за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Заявление о взыскании задолженности (налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) за счет имущества физического лица в общем случае подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Право на взыскание в судебном порядке задолженности менее 3 000 рублей у налогового органа возникает при одном условии – если с момента выставления самого раннего требования прошло три года.

Согласно п. 2 ст.

 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Дополнительно смотрите письмо ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18402@, в котором приведен порядок действий налоговых органов по взысканию задолженности с физических лиц.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/997886.html

Что делать, если налоговая подала иск в арбитражный суд? | Юридическая компания Проценко и Партнеры

Ифнс подает в суд

Если конфликт с налоговой заходит достаточно далеко, иногда случается так, что она подает в суд. Такое бывает, если компания отказывается платить штраф, который ей назначили, не исполняет другие предписания и т. д.

Конечно, приятного в такой ситуации мало, ведь через суд требования фискальной службы могут быть быстро удовлетворены, даже если они противоправные, потому нужно иметь четкий план действий по защите компании для подобных случаев.

В данной статье мы разберемся с тем, что делать, если налоговая подала в арбитражный суд, как обезопасить себя и предприятие, а также как можно наиболее эффективно противодействовать в такой ситуации.

Согласно налоговому кодексу, представители фискального органа должны вначале соблюсти определенный порядок действий, и только потом они получают право требовать взыскания налогов или штрафов через суд. Вот условия для того, чтобы получить возможность взыскивать налоги через суд:

  • налогоплательщик должен быть правильно уведомлен о необходимости внести платежи – налоговая обязана перед обращением в суд сообщить компании о необходимости заплатить указанную сумму в бюджет. Соответствующими закону способами оповещения являются личное вручение требований представителю компании, отправка по почте заказным письмом, а также информирование через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Если налоговая подала иск без такого информирования, это является грубым нарушением процедуры и легко может быть оспорено;
  • налоги не были уплачены в срок – получив требование об уплате налогов, штрафов, пеней и т. д., у налогоплательщика есть период, который отводится на их оплату требований. По закону минимальный срок составляет 8 дней, однако на практике время ожидания указывается непосредственно в требованиях и обычно составляет 30-45 дней. Период отсчитывается с момента получения требований налоговой лично или по почте, или с момента появления оповещения в личном кабинете;
  • сумма налогов превышает граничный порог для судебного взыскания – обращение в суд возможно в том случае, если общая сумма всех взыскиваемых платежей (налогов, штрафов, пеней и т.д.) превышает 3000 рублей. Впрочем, законодательство не запрещает обращаться в арбитражный суд и по задолженностям меньшего размера, но только в том случае, если просрочка по ним превышает 3 года, и на требования ее погасить компания не отвечает.

Если соблюдаются все указанные условия, представители фискального органа получают право на обращение в арбитражный суд и взыскание долгов по налогам в принудительном порядке.

Но если налоговая подала иск в суд, а хотя бы одно из приведенных условий не соблюдается, такое действие будет грубым нарушением норм законодательства, а значит, защититься от притязаний будет намного проще.

Конечно, самый простой вариант разрешения налоговых споров — это не допускать их, вовремя платить налоги и соблюдать законодательство.

Однако это не всегда возможно, ведь часто требования ФНС незаконны сами по себе, штрафные санкции назначаются неправомерно, и понятно, что соблюдать такие требования налогоплательщики не хотят.

Если так случилось, что против вас уже подан иск, порядок действий для защиты в суде должен быть таким:

  • Внимательное изучение самого иска и обстоятельств, в которых он был подан – вместе с опытными юристами нужно убедиться в том, что при подготовке и подаче иска не были допущены нарушения, в том числе и по процедуре взыскания платежей через суд. Нарушения могут быть как формальными (например, неправильно указаны реквизиты компании или ФИО ее руководителя), так и более серьезными – некорректный размер взимаемой суммы, нарушение сроков и способа подачи иска, отсутствие оснований для подобных требований и т. д. Все выявленные нарушения должны быть зафиксированы и учтены при подготовке позиции для суда.
  • Подготовка возражения на поданный иск — по сути, возражение является встречным иском, цель которого – не дать хода исходному иску и не допустить его рассмотрения по сути. Если в исковом заявлении, поданном налоговой, или в процедуре его подготовки и подачи были выявлены грубые нарушения, это может стать основанием для суда отказать в рассмотрении иска и оставить его без удовлетворения. В возражении указываются все выявленные нарушения законодательства, после чего суд просит отказать истцу в рассмотрении его иска. Изложенные факты лучше сопровождать документальными подтверждениями (например, если были нарушены сроки, предъявить письмо с датой получения, если не совпадают суммы – показать исходные требования налоговиков и т. д.).
  • Подготовка к суду с налоговой – если возражение не даст ожидаемого результата или нет оснований для его подачи, нужно готовиться к участию в процессе. Основными аргументами в процессе рассмотрения со стороны ответчика могут стать либо нарушения налоговиков, либо апелляции к тому, что их требования незаконно и не отвечают существующим законодательным нормам. Например, если вы не согласны с начислением штрафа или его размером, готовятся документы, подтверждающие, что он был назначен неправомерно. Необходимо четко проработать всю стратегию действий, и в этом поможет адвокат по арбитражным делам.
  • Попытка заключить мировое соглашение – проигрыш в суде чреват тем, что помимо заявленных требований со стороны налоговой, придется оплачивать услуги суда, адвокатов и другие издержки, в результате уплаченная сумма может намного превысить исходные требования. Законодательство разрешает заключить мировую на любом этапе, вплоть до вынесения решения по делу. Потом, если вы выберете такой вариант, можно уплатить сумму всех требований налоговой, предоставить им подтверждение оплаты, и на этом спор закончится (после подтверждения суда о заключении мирового соглашения).
  • Участие в судебном процессе – если дело таки дошло до рассмотрения по сути, ваша задача состоит в том, чтобы убедить суд в неправомерности или незаконности выставленных требований со стороны налоговой. Подходы могут быть разные, в зависимости от конкретной ситуации: оспаривание правомерности начисления налогов/штрафов, нарушение процедуры оповещения, взыскания, технические ошибки, допущенные во время подготовки налоговиками к спору и т. д. Главное – это доказать в суде, что правда на вашей стороне, и тогда вердикт будет в вашу пользу, отклонив требования ФНС.

Споры с налоговой относятся к категории не самых простых, поскольку на стороне государственного органа – профессиональные юристы с большим опытом участия в подобных процессах. Потому очень важно также заручиться поддержкой профессионального адвоката, который участвовал в разрешении таких ситуаций. Без такой поддержки дело почти наверняка будет проиграно.

Заключение

Если начисленные налоги или штрафы не будут уплачены в срок, налоговая имеет право обратиться в арбитражный суд и требовать их взыскания в принудительном порядке.

Стратегии защиты в такой ситуации могут включать подачу возражения на иск, попытку заключить мировое соглашение или отстаивать свою правоту во время слушаний в суде.

В любом случае, чтобы добиться положительного решения спора, понадобится помощь квалифицированного адвоката по арбитражным спорам.

Источник: https://ppartners.ru/articles/chto-delat-esli-nalogovaya-podala-isk-v-arbitrazhnyy-sud/

Как налоговая взыскивает долги

Ифнс подает в суд

Эту статью я писал для биржи статей где-то с год назад, но у меня ее не приняли в связи с непрохождением теста на уникальность (так как в статье используются типовые экономические и налоговые выражения), а переделывать мне было очень лень, поэтому статья завалялась и в нашем ветреном законодательстве может потерять актуальность в ближайшее время. Поэтому выкладываю на Пикабу для ликбеза и в качестве помощи тем, кто столкнулся с налоговыми органами, или для студентов, изучающих налоговое право.

На сегодняшний день в связи с трудностями в экономике страны правительство все более ужесточает налоговое право с целью обеспечения налоговых поступлений в бюджет.

Поэтому любому налогоплательщику, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, совсем не помешает и даже поможет знание основ налогообложения в Российской Федерации.

В первую очередь это касается того, как налоговые органы пытаются взыскать налоги с должников.

Урегулирование задолженности начинается, когда налогоплательщик не уплатил налог в срок, установленный законодательством. Например, в 2018 году для транспортного налога с физических лиц в большинстве регионов это 1 декабря. А для налога на добавленную стоимость это каждое 25-ое число месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=MQm_4rKHYVI

Если срок уплаты налога наступил, а человек или организация налог не уплатили, то со следующего дня такой налог становится недоимкой, и налоговая инспекция начинает довольно длительную процедуру по взысканию возникшего долга. Кроме того, со следующего дня после срока уплаты начинают считаться пени.

В первую очередь налоговая инспекция проводит так называемую операцию по выявлению недоимки – издается специальный документ, который фиксирует факт того, что инспекция определила наличие недоимки у налогоплательщика.

Этот документ, как правило, не направляется должнику, и является служебным. От даты выявления недоимки отсчитываются последующие сроки формирования документов взыскания.

Срок давности выявления недоимки не определен, и налоговая может объявить, что на днях выявила вашу недоимку столетней давности, однако в судебной практике (к сожалению, в таком случае, придется обратиться в суд) всё чаще встречаются отказы налоговой инспекции во взыскании старых долгов. Поэтому налоговые органы стараются придерживаться сроков давности не превышающих трех лет, хотя суд может снизить этот срок даже до одного года и меньше.

После того как недоимка выявлена, сроки взыскания, в пределах которых налоговые органы должны принимать соответствующие меры, становятся очень жесткими. Нарушение этих сроков может привести к отмене взыскания долга и, в конечном итоге, такой долг может быть признан безнадежным для взыскания.

Согласно Налоговому кодексу после выявления недоимки инспекция обязана уведомить должника о том, что тот имеет долг. Для недоимки свыше 500 рублей это должно быть сделано в течение трех месяцев, а если сумма недоимки менее 500 рублей, то – в любое время в течение года.

Документом, которым налоговая уведомляет налогоплательщика о задолженности, является требование об уплате. Данный документ имеет установленную форму, в которой почти все реквизиты обязательны. Если инспекция что-то неверно укажет в требовании, то такое требование можно оспорить.

Тем не менее, требование носит скорее уведомительный характер, оно сообщает налогоплательщику, что по данным инспекции за ним числится долг и предлагает в установленный срок разобраться с задолженностью: либо доказать налоговой, что долг выявлен ошибочно, либо погасить его.

Инспекция направляет требование об уплате по почте, курьером или по каналам телекоммуникационной связи. При этом в требовании должнику предлагается добровольно уплатить задолженность не позднее определенной даты.

Срок исполнения требования устанавливается в среднем от шести до тридцати дней в зависимости от того, каким способом требование было направлено налогоплательщику. В этот период инспекция не имеет права предпринимать каких-либо действий по взысканию.

Любое взыскание, начатое до истечения срока по требованию, является незаконным, даже если долг на момент взыскания не был погашен.

Дальнейшие действия инспекции по взысканию задолженности зависят от того является ли должник юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или физическим лицом.

Сначала рассмотрим порядок взыскания с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Когда срок исполнения требования истек, а долг по-прежнему не погашен, налоговая инспекция имеет право взыскать его принудительно, то есть буквально без разрешения должника.

Начиная со следующего дня после окончания срока исполнения требования и в течение последующих двух месяцев, инспекция обязана вынести решение о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке.

Это документ установленной формы, который формирует инспекция и направляется налогоплательщику почтой или курьером.

Решение уведомляет плательщика, что тот не исполнил направленное ему ранее требование, в связи с чем инспекция обращает взыскание задолженности на денежные средства на расчетных счетах должника.

Стоит отметить, что решение не содержит подробностей о взыскиваемых суммах, так как его цель заключается в оформлении факта начала принудительного взыскания – сведения о том, какие налоги и за какой период взыскиваются, в решении отсутствуют.

Одновременно с решением о взыскании (хотя законом это строго не установлено) инспектор направляет в банк инкассовые поручения, на основании которых банк, при наличии денег на счете клиента, списывает со счета должника необходимую сумму, совпадающую с суммой в решении.

При этом списание происходит, даже если на счете должника присутствуют иные расходные документы, например, об оплате материалов, командировочных, погашении кредита и т.д. Лишь определенный набор платежных поручений будет списан раньше, чем инкассовые поручения налогового органа.

Это те платежи, чья очередность, согласно гражданскому законодательству, является первой или второй. Клиент не может запретить банку списывать деньги со счета в пользу бюджета.

Важным моментом является то, что в настоящее время между налоговыми органами и банками налажен электронный документооборот, и инкассовые поручения поступят в банк на следующий день, а иногда и в день формирования решения о взыскании.

При этом само решение о взыскании будет отправлено по почте.

Таким образом, налогоплательщик, не слишком внимательный к движению средств на своих счетах, может узнать о произошедшем взыскании задолженности через неделю после списания, а то и позже, когда получит бумажное решение на почте.

На этом возможности принудительного взыскания налогового органа со счетов должника не исчерпываются.

Помимо направления в банк инкассовых поручений инспекция имеет право (а на практике делает это в обязательном порядке) приказать банку приостановить движение средств на расчетных счетах клиента на сумму задолженности, указанной в том же решении о взыскании.

Это означает, что если у должника не один расчетный счет, а несколько, то инспекция к одному счету предъявит инкассовые поручения, а на другие наложит так называемое “ограничение” на пользование средствами. Если с должника взыскивают тысячу рублей, то банк “зарезервирует” на счете эту тысячу, которой клиент не сможет пользоваться.

Действия по ограничению пользования средствами инспекция оформляет в виде решения о приостановлении операций по счетам в банке, которое также направляется должнику почтой (с 2017 разработана возможность электронного документооборота), а вот в банк оно уйдет исключительно в электронном виде и окажется там практически моментально. При этом существует строгий запрет на открытие расчетных счетов в других банках по всей стране. Иначе говоря, если у должника в Москве “арестован” счет хотя бы на одну копейку, то ни один банк в России не имеет право открыть счет такому клиенту.

Следует знать, что действие приостановки операций по счетам автоматически не заканчивается, когда плательщик погасит долг.

Отмена приостановки происходит только после того, как банк получит соответствующее решение о возобновлении операций по счетам. Чтобы инспекция вынесла такое решение, она должна быть уверена, что долг погашен.

Списание средств со счета по инкассовому поручению – еще не повод ждать мгновенную “разблокировку” счета, если инспекция еще не знает о факте погашения.

Тем не менее ограничение операций на счете действует только в пределах суммы задолженности. Если должник не заплатил 100 рублей, а на счете у него денежных средств на 1000 рублей, то остатком в сумме 900 рублей он может пользоваться по своему усмотрению. Однако подобная свобода действий не поможет при использовании специальных финансовых инструментов, например, овердрафта.

Ограничение налоговой инспекцией операций по счетам может сорвать серьезную сделку. Поэтому даже добросовестному плательщику рекомендуется внимательно следить за состоянием расчетного счета.

Бывают случаи, когда копеечные пени, взыскание которых налогоплательщик наивно оставляет инспекции, становятся серьезной проблемой при финансовых операциях на расчетных счетах или при участии в тендерах.

Всё вышесказанное относится и к валютным счетам и счетам с электронными денежными средствами.

Следующий этап взыскания происходит в случае, если на счетах должника денежных средств оказалось недостаточно или вообще счета в кредитных учреждениях отсутствуют.

В этом случае инспекция начинает последний этап – взыскание задолженности за счет имущества должника.

Все необходимые мероприятия по взысканию за счет имущества должны быть проведены в течение одного года с момента истечения срока по требованию.

Сначала инспектор создает решение о взыскании за счет имущества, а затем на основании этого решения выносит постановление, которое будет направлено в службу судебных приставов. В последние годы между налоговыми инспекциями и службой судебных приставов также налажен электронный обмен, поэтому постановление поступает на исполнение довольно оперативно.

Дальнейшие действия по взысканию задолженности совершаются непосредственно приставом в рамках закона об исполнительном производстве. Это означает, что судебные приставы будут предпринимать действия по розыску имущества должника, производить арест и реализацию обнаруженного имущества.

Процедура взыскания по исполнительному документу довольно сложна, и рекомендуется требовать от пристава документ по каждому его действию: от постановления о возбуждении исполнительного производства до документов о его завершении, так как взысканные с должника суммы будут поступать не напрямую в бюджет, а на специальные счета судебных приставов, где может произойти существенная задержка в перечислении денег в бюджет. Налоговая инспекция при этом будет пытаться со своей стороны продолжать взыскание, например, приостановка операций по расчетным счетам инспекцией, как правило, не отменяется, даже если взыскание производит судебный пристав.

Кроме того, до направления постановления судебному приставу инспекция имеет право наложить арест на имущество должника. Правда, у инспекции должны быть для этого основания: обоснованное подозрение, что должник попытается скрыть имущество, а также санкция прокурора на подобные действия.

В случае если все вышеперечисленные мероприятия не привели к погашению задолженности, и должник соответствует определенным критериям, инспекция имеет право обратиться в суд для признания должника банкротом.

Теперь рассмотрим вариант взыскания задолженности, если налогоплательщик является физическим лицом или утратил статус индивидуального предпринимателя. Такой же порядок применяется в отношении налогов на личное имущество предпринимателя.

Если порядок выявления недоимки и уведомления физического лица о долгах в требовании об уплате совпадает с порядком для юридических лиц, то дальнейшее взыскание происходит исключительно через суд.

В 2016 году государство решило снизить расходы по такой дорогостоящей процедуре как обращение в суд и постановило, что обязательно и оперативно должны быть взысканы с физических лиц суммы, превышающие 3000 рублей.

Инспекция должна обратиться в суд для взыскания задолженности свыше 3000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Долги менее указанной суммы инспекция будет взыскивать через три года опять же в течение шести месяцев.

Если инспекция пропускает сроки по уважительной причине, то суд может продлить взыскание.

Таким образом, инспекция направляет в суд заявление о взыскании. Суд рассматривает это заявление и либо отказывает, если инспекция допустила нарушения в процедуре, либо выносит судебный приказ, в котором обязывает должника уплатить причитающуюся задолженность. Кроме этого должник еще будет обязан уплатить госпошлину за рассмотрение дела в суде.

Инспекция получает из суда исполнительный документ и направляет его в службу судебных приставов по месту учета должника. В последнее время стала распространенной практика, когда судебный приказ направляется к работодателю должника, и бухгалтерия вычитает долг из зарплаты работника.

Чтобы избежать сюрпризов, налогоплательщик-физическое лицо может контролировать свои задолженности, например, через личный кабинет в интернете, доступ к которому предоставляется налоговой инспекцией. А также помнить сроки уплаты имущественных налогов физических лиц и оплачивать налоги своевременно.

Важным моментом является то, что в случае, если налогоплательщик-физическое лицо являлся индивидуальным предпринимателем, накопил долги, а затем утратил статус предпринимателя, то инспекция будет взыскивать задолженность именно в судебном, а не бесспорном порядке, так, как описано выше.

[моё] Налоги Взыскание ФНС Налоговый кодекс Длиннопост

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я уже неоднократно говорил: пожалуйста, не бросайте свои ООО-шки. Потому что если вы бросите свою компанию и в течение года не будете сдавать отчетность, использовать расчетный счет, даже если будут долги, налоговики имеют право самостоятельно ее ликвидировать.

Вы скажете: «Ну, это же хорошо». Может быть, хорошо, а может быть, и нет. Потому что господин Егоров, глава ФНС России, поставил задачу налоговикам на местах провести минимум по 2 проверки на каждое ликвидированное таким образом юрлицо.

Налоговики должны посмотреть обороты по расчетным счетам этого ликвидированного юрлица, посмотреть, не было ли это юрлицо связано с обнальными конторами.

И если были выявлены какие-то нарушения, то начислить этой ликвидированной ООО-шке налоги.

А так как ООО-шка ликвидирована, то субсидиарная ответственность в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 №488-ФЗ

Источник: https://pikabu.ru/story/kak_nalogovaya_vzyiskivaet_dolgi_6246360

Полномочия налоговых органов на предъявление в суды гражданско-правовых исков

Ифнс подает в суд

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Практика предъявления налоговыми органами в суды гражданско-правовых исков стала весьма популярной в последние годы, получив поддержку КС РФ (Постановление КС РФ от 5 марта 2019 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 8 декабря 2017 г. № 38-П, Постановление от 24.03.2017 №9-П). Достаточная обоснованность такого подхода была признана с доктринальных позиций.[1]

Основанием для такого вывода является объективная характеристика обязательств из причинения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях. С объективной точки зрения несмотря на гражданско-правовую природу таких обязательств нет препятствий к их использованию в налоговых отношениях.

Конструкции компенсации причинения вреда и неосновательного обогащения являются универсальными правовыми механизмами, позволяющими восстановить имущественные потери потерпевшего, которому противоправными действиями причинен вред (ст.

1064 ГК РФ) или за счет которого приобретатель без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований прибрел или сберег имущество (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

В западноевропейской практике неосновательное обогащение понимается как универсальный механизм, используемый Судом ЕС в налоговых делах, связанных с возвратом (возмещением) как косвенных, так и прямых налогов. Суд ЕС применяет неосновательное обогащение в случаях, когда налогоплательщик на основании неосновательного обогащения возмещает предоставленный налоговым органом вычет или возврат налога.[2]

В пользу этого свидетельствует и тот факт, что согласно современным научным взглядам обязательственные конструкции не являются монополией гражданского права, а налоговые имущественные правоотношения являются по своей экономической сути обязательственными правоотношениями.

[3] Универсальный межотраслевой характер обязательств из неосновательного обогащения видимо понимают и сами цивилисты, утверждая, что «… о возникновении обязательств из неосновательного приобретения или сбережения имущества можно говорить во всех случаях, когда действия людей или события приводят к противоправному результату – юридически необоснованному возникновению имущественных выгод на стороне одного лица за счет другого. Именно этот противоправный результат и является фактическим основанием возникновения обязательств из неосновательного обогащения».[4]

Однако представляется, что из фокуса внимания судебного правоприменения необоснованно выпал вопрос правосубъектной специфики анализируемых правоотношений.

Совершенно не рассматривается проблема полномочий на предъявление исков о возмещении вреда или исков о возврате неосновательного обогащения в сфере налоговых отношений.

Такие иски на практике подают налоговые органы и это не стало предметом правового анализа ни судов по конкретным делам, ни КС РФ. Проблема в том, что право на предъявление таких исков в компетенции налоговых органов выражено очень неоднозначно.

Согласно ст. 160.1 БК РФ полномочиями осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы обладают администраторы доходов бюджетов.

[5] Администраторами налоговых доходов бюджетов бюджетной системы определены территориальные органы ФНС России.[6] Полномочия налоговых органов определены ст. 31 НК и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ».

Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ. Следовательно, налоговый орган вправе осуществлять взыскание только такой задолженности, которая обладает статусом недоимки, а таким статусом обладает задолженность, возникшая в налоговом правоотношении.

Реализуя полномочия администратора дохода бюджета, налоговые органы реализуют свой финансово-правовой статус и действуют в пределах компетенции, определенной им налоговым законодательством.

Предъявлять в суде иски налоговые органы могут в случаях, предусмотренных п/п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, вышеназванным Законом РФ (п. 11 ст. 7) и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
[7] В их числе иски (заявления) а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ; б) о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в) о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, пени и штрафов с налогоплательщика; г) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; д) о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; е) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; ж) о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 Первая категория исков – это административные иски о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 286 КАС РФ, ст. 213 АПК РФ), остальные – гражданско-правовые иски, рассматриваемые по общим правилам искового производства.

При этом, обращаясь с гражданско-правовыми исками о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка и исками о признании сделок недействительными, налоговые органы реализуют не собственный финансово-правовой статус, а гражданскую правосубъектность публично-правового образования.[8]

Аналогично и для применения институтов возмещения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях необходимо включение в ст. 31 НК РФ полномочия налоговых органов предъявлять в суды такие иски (нормативное условие).

Если в Налоговом кодексе РФ закрепить право налогового органа на подачу исков в возмещении вреда и о возврате неосновательного обогащения, то такие иски могут подавать налоговые органы, действуя от имени Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время полномочие подачи таких исков нормативно не отнесено к компетенции налоговых органов, существует сомнение в правомерности такой практики.

В то же время, деликтное правоотношение из обязательств по возмещению вреда и по неосновательному обогащению существует, т.к. существуют предпосылки и основание возникновения гражданского правоотношения.

[9] Кто же тогда может выступить истцом от имени публично-правового образования? Поскольку кредитором в данном обязательстве является публично-правовое образование (казна), истцом по делу должно выступать публично-правовое образование в лице органа власти, осуществляющего правомочия собственника средств бюджета.

Такая категория, как собственник средств бюджета, нормативно не разработана. По аналогии можно применить ст. 1071 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Следовательно, в «зеркальной» ситуации, когда взыскателем неосновательного обогащения является казна, от ее имени могут выступать соответствующие финансовые органы, поскольку эта обязанность нормативно не возложена на налоговые органы.

Думается, что такой подход наиболее соответствует действующему законодательству, пока налоговые органы нормативно не наделены соответствующими полномочиями. Для легализации практики предъявления налоговыми органами исков о возмещении вреда и исков о возврате неосновательного обогащения законодателю необходимо наделить налоговые органы такими полномочиями, ну а пока нормативные противоречия остаются.

[1] Карасева М.В. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 года № 9-П в “зеркале” налогового права // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 2. С. 14-17.

[2] См.: Моравски В., Лосински-Сулецки К. Неосновательное обогащение в налоговых делах, рассматриваемых Судом Справедливости // Проблемы налогового правоприменения в странах Центральной и Восточной Европы: материалы межд. научн. конф. Омск, 23-24 сентября 2013 г. / Под ред. А.Н. Костюкова. – Омск: Издательство ОмГУ, 2013. – С. 271.

[3]  См., напр.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – М.: Норма, 2001. – С. 271-283; Красюков А.В. Налоговое обязательство: понятие и признаки // Российская юстиция. – 2012. – № 8. – С. 12-14; Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. – 2005. – № 9.

[4] Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. … Т. 2: Обязательственное право. –  § 1 гл. 57 (автор главы – В.С. Ем) // СПС «Консультант Плюс».

[5] Причем БК РФ называет эти полномочия «бюджетными», что подтверждает бюджетно-правовую природу данных правоотношений.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/4/21/polnomochiya_nalogovyh_organov_na_predyavlenie_v_sudy_grazhdansko-pravovyh_iskov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.