Инспекция охраны труда

Содержание

Права, список обязанностей и полномочий госинспекции охраны труда

Инспекция охраны труда

Осуществление государственного регулирования в сфере обеспечения безопасной трудовой деятельности – неотъемлемая и важная часть всех государственных усилий в части реализации собственной концепции по реализации современных стандартов в области охраны труда.

Полномочия трудовой инспекции

Федеральное законодательство наделяет свои надзорные органы достаточно широкими полномочиями в области реализации основных принципов по защите прав работников и работодателей, а также в части разрешения различных спорных ситуаций.

Полномочия государственного инспектора труда регулируются прежде всего федеральным трудовым законодательством, а также внутренними актами, регламентами и приказами организации.

Такая служба призвана обеспечивать безопасность трудовой деятельности всех без исключения предприятий и организаций вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы.

Прием граждан в государственной инспекции

Инспекция по охране труда в рамках своей деятельности по осуществлению законодательных требований в области безопасной и нормальной трудовой деятельности производит различные проверки и имеет право выносить представления об административном правонарушении. Однако главным приоритетом такой службы является именно защита граждан при возникновении трудовых конфликтов в процессе рабочих взаимоотношений.

Важно! Защита интересов граждан происходит вне зависимости от их экономической деятельности и профессии. Будь то техник, электрик или разнорабочий вне зависимости от района осуществления своей деятельности, всегда можно обратиться с заявлением в государственную инспекцию по охране труда для получения корректного ответа.

Совещание в органе надзора за безопасностью трудовой деятельности

Как обратиться в трудовую инспекцию

Урегулирован и порядок обращения в таковую организацию. Существует несколько основных способов обращения в инспекцию:

  • Горячая линия для работников и работодателей. График работы регионального отделения указан на официальном сайте и по месту нахождения. С типовыми нарушениями можно обратиться по телефону, где обращение зарегистрируют и дадут консультацию;
  • Лично при обращении в орган по местонахождению во время приемного времени. По месту нахождения организации при регистрации письменного обращения предоставят план ответа в назначенный месячный срок;
  • При направлении заявления по электронной почте в адрес инспекции. Такое обращение будет также зарегистрировано и ответ будет направлен на электронный адрес отправителя;
  • Направление почтового отправления в адрес государственной службы. При этом срок начала отсчета ответа на такой вид заявления начинается лишь с момента получения письма.

Важно! Законодательством предусмотрен единый срок для рассмотрения всех видов обращения от граждан и организаций. Такой срок установлен в 30 дней и может быть максимально продлен еще на 30 дней с обязательным уведомлением обратившегося лица. Предельный срок ответа на обращение инспекция превысить не может.

Основные цели и задачи органа регулирование трудовых отношений

В каких вопросах может помочь государственная трудовая инспекция

Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями

Перечень вопросов, которые рассматривает комитет, достаточно широк, установлен федеральным законодательством:

  • Нарушение права работника на осуществление законной трудовой деятельности;
  • Устранение нарушений в области охраны труда и ущемления его законных прав;
  • Разрешение законодательных споров между хозяйственными субъектами;
  • Представление интересов граждан в судебных органах при разрешении споров с нерадивыми руководителями.

Порядок обращения

При направлении обращения должен быть соблюден определенный порядок. Так, гражданин должен в обязательном порядке указать обратный адрес для направления ответа, подписать обращение от своего имени или от имени представителя, а также указать все обстоятельства конфликтной ситуации.

Передвижной консультационный пункт представителей закона

Как проводится проверка

Проверка осуществляется в отведенные сроки, которые установлены законодательством от 30 до 40 дней с возможностью продления. Государственные служащие проводят такие действия на территории и в помещениях организации.

Со стороны руководства предприятия не должно быть учинено никаких препятствий в деятельности государственных служащих.

По окончанию проверки составляется специальный акт, в котором указываются все недостатки, и выносится предписание для устранения этих нарушений.

Какие документы будут проверять в ходе проверки по охране труда

В ходе осуществления контрольных и надзорных мероприятий такими органами проверяется определенный пакет документов:

  • Специальные журналы учета проведения обучения, инструктажа и учета средств защиты;
  • Трудовые и коллективные договоры с сотрудниками;
  • Положения, регламенты и системы – локальные акты организации, которые приняты на предприятии;
  • Инструкции и порядок действия при возникновении нештатных ситуаций;
  • Корректность аттестационных действий в отношении должностных лиц, которые ответственны за охрану труда на предприятии.

Полномочия госинспекции в сфере охраны труда

Полномочия определены не только федеральным законом, но и внутренними актами. В перечень типовых полномочий входят:

  • Разрешение конфликтных ситуаций между работодателем и работником;
  • Осуществление надзорных функций в рамках проведения контрольных мероприятий;
  • Разрешение споров между хозяйствующими субъектами в рамках выяснения трудовых отношений;
  • Наложение штрафов и иных видов наказания в отношении нарушителей.

Важно! Также полномочия таких органов распространяются на осуществление следственных действий при возникновении нештатных или чрезвычайных ситуаций, а также техногенных и иных аварий, в результате которых присутствуют пострадавшие граждане.

Незаконное увольнение или принуждение к увольнению

Незаконные действия в отношении работников при увольнении являются распространенной причиной для обращения во властные учреждения. Работники инспекции наделены полномочиями на разрешение такой конфликтной ситуации в части направления предписания в отношении нерадивого руководителя.

Также при неисполнении предписания по устранению нарушений инспекторы направляют материалы для разрешения ситуации в судебные органы, где, при вынесении решения, руководство обязано будет его исполнить с возмещением материального ущерба.

Наказание за нарушение требований охраны труда

Законодательством предусмотрены различные виды наказания за нарушения, которые происходят в области трудовых отношений:

  • Дисциплинарная ответственность предусмотрена при выявлении нарушений в ходе проверки со стороны должностных лиц предприятия. При этом такое предписание, выносимое со стороны инспекции, исполняется в обязательном порядке руководством учреждения;
  • Административная ответственность назначается в отношении юридического лица, должностных лиц и ответственных специалистов предприятия в случае выявления грубых нарушений в части практических действий. Такое нарушение носит финансовый характер, а также может означать временное приостановление деятельности в отношении целых учреждений до устранения выявленных нарушений;
  • Уголовная ответственность устанавливается компетентными органами в случае умышленного или неумышленного совершения преступлений должностными лицами или простыми гражданами в такой сфере.

Важно! Последний вид ответственности устанавливают правоохранительные органы, а окончательное решение выносит суд. Инспекция по труду такими полномочиями не наделена.

Непосредственное разрешение трудовых споров в рамках осуществления собственных полномочий

Чем регламентируется деятельность ФИТ

Деятельность данной организации регламентирована федеральным законодательством о труде. Также министерство труда РФ издает соответствующие распоряжения, регламенты, приказы и иные нормативные акты, которые уточняют полномочия в различных сферах такой инспекции.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

При этом деятельность таких инспекторов также регулируется общими актами о государственной гражданской службе, на них налагаются как ограничения, так и определенные властные полномочия в соответствии с этими актами. Кроме того, в случае собственных нарушений такие сотрудники несут всю полноту ответственности вплоть до уголовной.

В итоге инспектор по труду, обязанности которого обусловлены государственными законами, и действия в соответствии со своей должностной инструкцией призваны защищать интересы граждан при возникновении различных нарушений в такой сфере.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/inspekcia-po-ohrane-truda.html

Федеральная инспекция труда

Инспекция охраны труда

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осу­ществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Государственная инспекция труда – территориальный орган федеральной инспекции труда, уполномоченный на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории субъекта Российской Федерации. 

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральны­ми органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия и охрану труда.
  • Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральная инспекция труда обладает следующими основными полномочиями:

  • Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
  • Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  • Направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.
  • Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • Обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию.
  • Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
  • Принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.
  • Запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач.
  • Ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
  • Осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан.
  • Готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
  • Проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
  • Направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник: https://www.protrud.com/%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Все нюансы проверки ГИТ: какие нужны документы, как подготовиться

Инспекция охраны труда

Проверка ГИТ – это всегда нежелательное и не очень приятное событие, потому как, даже если вы “мастер спорта” по охране труда, все равно найдется работник, который забудет очки надеть во время работы или на перекур уйдет, а болгарку оставит включенную в сеть.

Примеров много, и если вы хотите поделиться опытом, рассказывайте об этом в х. Замечания для предписания инспектору всегда можно найти, но возможно, ваша история поможет подготовиться максимально.

Если вы начинающий специалист по охране труда и хотите узнать, как проходит проверка ГИТ, к чему готовиться и какие могут возникнуть вопросы, то эта статья как раз для вас. Читайте и задавайте вопросы, будем обсуждать.

Проверка ГИТ

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Плановая проверка ГИТ

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.

Конечно, хорошо, что время известно заранее, но все же радоваться этому пока рано. Обратим внимание и на другие нюансы, связанные с плановой проверкой.

Выездная плановая проверка ГИТ

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2020 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

А ведь это не правомерно, так как они не могут сейчас проверять не по проверочным листам, соответственно запрос должен быть по листу, а не по хотелке, время хотелок ушло и в подкреплении моих слов, предлагаю вашему прочтению разъясняющее письмо Генпрокуратуры от 9 февраля 2018г. № 76/2-156-2018.

И если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Документарная плановая проверка ГИТ

Второй вид – плановая документарная проверка ГИТ. Если она вас ожидает, обратите внимание на перечень документов в распоряжении. Необходимо предоставить только то, что в нем указано.

В данном случае все просто, получили запрос, подготовили копии документов, заверили – и в течение 10 дней отправили в ГИТ.

Но и тут есть “подводные камни”: например, документарная может стать выездной, если инспектор не убедился в полноте предоставляемых сведений или ему понадобилось оценить деятельность компании на соответствие требования ТК РФ воочию.

В любом случае расслабляться сильно не стоит, нужно быть начеку, а еще лучше делать все вовремя, согласно букве закона.

Категория риска предприятия по охране труда

Начиная с 22 октября 2019 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Источник: https://oxrana-truda.ru/proverka-git

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Инспекция охраны труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;

— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;

— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(14 4,36 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/

Государственная проверка инспекцией по охране труда – Проверка Труда

Инспекция охраны труда
Государственная проверка по охране труда (ОТ) проводится Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами – ГИТ. Ее порядок, обязанности и права представителей контролирующих органов описывает соответствующее положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.09.2012 г. № 875.

Виды государственных проверок по охране труда

  • Комплексные — контролирование соблюдения закона в различных сферах. В мероприятиях разрешается принимать участие сразу нескольким надзорным органам: Налоговой инспекции, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Ростехнадзору, Роспотребнадзору, Генеральной прокуратуре и др.

  • Целевые — направлены на конкретный участок и вызванные возникшей необходимостью.

Проверки бывают выездными либо документарными. При первом варианте проверяющие выезжают на место, во втором — руководство предприятия предоставляет органу надзора запрошенные документы.

Их разделяют на плановые и внеплановые. Первые осуществляются на основании согласованного годового графика, размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РФ. В нем указывается тип исследования — выездной либо документарный, его направление и участвующие органы контроля.

Вторые предусмотрены в следующих случаях:

  • конец периода выполнения вынесенного ГИТ предписания;
  • жалоба о том, что нарушаются права персонала;
  • поступление заявки от работника на обследование места его работы;
  • заявление физического лица, ИП, компании о несоблюдении законодательных норм, опасном для людей;
  • аналогичная информация, поступившая от госоргана, СМИ или профсоюза;
  • в связи с поступлением из Государственной инспекции труда материалов расследования несчастного случая;
  • Приказ руководства госинспекции, обусловленный запросом Прокуратуры, поручением Президента или Правительства.

Как регулируется порядок проверки

Плановая проверка исполняется согласно регламенту работы инспекции по охране труда. Положение, регулирующее защиту прав фирм и ИП во время контроля, прописано в Федеральном законе № 294-ФЗ от 26.12.2008 г.

Первая плановая проверка может проводиться только спустя три года с момента регистрации юрлица, ИП или уведомления органов власти о начинании новой хозяйственной деятельности.

Ее можно проводить не чаще чем один раз в три года (кроме перечисленных в законе областей).

Внеплановые также отображаются в годовом плане. Их можно проводить чаще чем плановые — по вышеизложенным причинам.

Остались вопросы?

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Правила исследования

  • Процедура исполняется по указанию руководства госинспекции.
  • Она не должна продолжаться дольше 20-ти рабочих дней. На микропредприятиях этот период ограничен 15 ч, в малом бизнесе — 50 ч. Если необходимы экспертизы и дополнительные исследования, время может быть увеличено.

  • Обязательно присутствие уполномоченного лица, направленного работодателем.
  • Нужно обеспечить свободный доступ инспектора в здание, на территорию, к технике и документации.

Итоги обследования отражаются в соответствующем акте. В нем должны содержаться ссылки на требования закона.

Документ в 2-х или большем числе копий подписывают все участники, получая свою копию акта. В случае выявления нарушений, далее инспектор составляет предписание по ликвидации обнаруженных недочетов с установлением срока.

Возможен и такой вариант, как обращение в судебную инстанцию с просьбой вынесения решения о приостановке ведения хозяйственной деятельности на период до трех месяцев.

Чего не может делать инспектор

  • Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
  • Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.

  • Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.

Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.

Запрашиваемые документы:

  • коллективный договор;
  • подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
  • приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
  • инструкции, журналы их выдачи и учета;
  • по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
  • программы инструктажа и журнал их регистрации;
  • акты о результатах расследования внутренней комиссии;
  • прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
  • карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  • подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.

Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.

Обжалование результата

Если руководитель проверяемой организации или представляющее его лицо не соглашается с выводами комиссии, он может обжаловать ее результаты путем подачи заявления в суд или вышестоящее должностное лицо ГИТ. Чтобы признать итог недействительным, нужно доказать, что при ее выполнении нарушался закон.

Обычно основанием для этого становится то, что инспекция по охране труда не предоставила распорядительный документ либо при контроле не соблюдались обозначенные в нем условия — сроки, предмет и др. Также встречаются процессуальные нарушения при подготовке должностным лицом ГИТ необходимых документов.

Это означает, что надо подготовить соответствующие иски и жалобы. Помогут специалисты компании «Проверка труда». Обжалование предписаний ГИТ — одно из направлений нашей работы. Поскольку бланка для составления жалобы не существует, с этим могут возникнуть затруднения.

Наши опытные юристы составят документ таким образом, что он будет гарантированно рассмотрен руководителем инспекции по охране труда. Если все сделать правильно, высоки шансы на то, что Главный госинспектор или суд признает правоту заявителя, а предписание – неправомерным. Оно потеряет свою силу, и вам не придется платить крупный штраф.

Поддержка специализированной фирмы поможет сэкономить финансовые и временные ресурсы и повысит вероятность решения вопроса в вашу пользу.

Преимущества сопровождения проверки нашей компанией

Любое вторжение посторонних может представлять угрозу для бизнеса. Самым неудобным способен оказаться непредвиденный визит госслужащих: из-за неблагоприятного стечения обстоятельств даже там, где соблюдаются все нормы и правила, можно найти какое-либо нарушение. Особенно если проверяющие заранее на это нацелены.

Времени на поиск разрешения вопросов, связанных с защитой своих прав и определения правовых источников для доказательств своей правоты, может просто не оказаться. А это грозит многомиллионными взысканиями и серьезным ударом по репутации компании, вплоть до ее полного разрушения.

Избежать штрафов и судебных издержек или снизить их до минимума поможет обращение в ООО «Проверка труда». Уже много лет мы успешно предоставляем такую услугу, как сопровождение проверки ГИТ.

  Наши сотрудники обладают богатым, накопленным за годы плодотворной работы профильным опытом. Специализация компании — консалтинг в сфере трудового права. За годы работы мы постигли самые тонкие нюансы взаимодействия с контролирующими органами.

Работаем исключительно с представителями бизнеса.

  • Мы не предоставляем услуги защиты работникам и не занимаемся другими юридическими аспектами. Узкая специализация позволила нам стать высококвалифицированными специалистами в своем деле.
  • В штате компании состоят бывшие инспекторы, сами раньше проводившие проверки. Поэтому они знают все тонкости процедур и функционирования системы в целом и способны найти верное решение самой сложной проблемы.
  • Мы гарантируем достижение положительного результата. Если все-таки будут выписаны штрафы или их размер окажется больше, чем ожидалось, мы снизим оплату за наши услуги. Хотя они все равно окажутся ниже тех затрат, которые обычно приходится нести фирмам из-за проверок.
  • К каждому заказчику мы подходим индивидуально. После оценки ситуации мы определим риски и предложим решение, которое поможет избежать неприятностей.

Вначале проанализируем положение и наметим возможные варианты развития событий. Затем осуществим внутренний аудит кадров и охраны труда. Далее разработаем план ликвидации нарушений и сформируем требующийся пакет документов.

Следующим шагом станет представление ваших интересов в органе контроля и подготовка ответов на его запросы. Если будет возбуждено дело об административном правонарушении, мы будем защищать позицию клиента.

Результатом станет освобождение от ответственности либо минимальное наказание в форме предупреждения. Если понадобится, наши юристы будут обжаловать решение ГИТ в суде.

К нам можно обратиться на любой стадии проверки:

  • до того, как документы будут предоставлены в орган контроля;
  • после их предоставления до окончания процедуры;
  • после того, как она будет окончена.

На последнем этапе поможем освободить вас от части предъявленных претензий, докажем, что обнаруженный недочет является малозначительным, не несущим в себе состав административного правонарушения и не влекущим штраф.

Наша команда профессионалов возьмет на себя все трудности, связанные с прохождением проверки. Вы сможете сосредоточить ресурсы на достижении стратегически важных бизнес-задач, не отвлекаясь на решение посторонних проблем. Оставьте заявку, и мы оперативно перезвоним, или позвоните сами по телефону, указанному на этой странице.

Хотите подробнее узнать о наших услугах?

Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!

Источник: https://proverkatruda.ru/2020/02/25/proverka-po-oxrane-truda-gosudarstvennoj-inspekciej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.