Как восстановить налоговую декларацию

Налоговая вернула приложенные к 3-НДФЛ документы – причины, что делать налогоплательщику

Как восстановить налоговую декларацию

В середине мая многие, кто ранее подал декларацию 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика, получили сообщение о том, что приложенные документы отклонены налоговым органом. Мы разобрались, что произошло.

Не только вы столкнулись с подобным отказом. Лично по моей декларации пришла аналогичная ошибка. 

По словам налоговой инспекции, это массовая ошибка, произошедшая в личном кабинете, но физически инспекторы получили все документы и ведут проверку должным образом.

Если сомнения не уходят, вы можете позвонить в свою налоговую в отдел камеральных проверок и уточнить информацию по вашей ситуации, либо, что более действенно, позвонить на горячую линию 8-800-222-22-22, и специалист по внутренним каналам оперативно соединит с вашей инспекцией.

Как показала практика и обратная связь — это технические недочёты программы, которые не повлияли на доставку документов и на ход камеральной проверки, а также на её сроки.

Если устного подтверждения недостаточно, вы можете сделать запрос в техническую поддержку или в инспекцию.

Для этого на главной странице личного кабинета налогоплательщика войдите в раздел «Жизненные ситуации», выберите «Прочие ситуации» и в появившемся окне напишите в техническую поддержку и/или направьте свой запрос непосредственно в свою налоговую инспекцию, выбрав для этого пункт «Нет подходящих жизненных ситуаций». 

Ответить инспекторы обязаны в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

Мне техническая поддержка ответила менее чем через неделю: «Уважаемый налогоплательщик!

Сообщаем Вам, что ошибка «Приложенные документы отклонены налоговым органом. Ошибка в последовательности предоставлении сведений.

Структура имени файла не соответствует требованиям формата», возникшая при направлении вложений к декларации по форме 3-НДФЛ, вызвана техническим сбоем на стороне налогового органа. Обращаем Ваше внимание, что указанная ошибка не повлияет на процедуру проведения камеральной проверки по направленной Вами декларации.

Дополнительно сообщаем Вам, что камеральная налоговая проверка, согласно статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

С актуальным статусом хода проведения камеральной налоговой проверки Вы можете ознакомиться в разделе «Сообщения от налогового органа» в режиме «Сведения о ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации №ххххххх». Приносим извинения за доставленные неудобства.»

п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ

Можно ещё раз дослать документы?

Обратите внимание, в сообщении прописано, что отклонены только приложенные документы, а не сама декларация. 

В связи с этим вы можете ещё раз отправить в инспекцию документы, это не прервёт срок камеральной проверки. Если бы отклонили саму декларацию, то необходимо было бы направлять уточнённую декларацию, и сроки проверки исчислялись бы заново. Подробнее об этом читайте в статье «Что такое уточнённая декларация».

Чтобы повторно отправить документы, войдите в раздел «Жизненные ситуации», далее «Подать декларацию 3-НДФЛ». В появившемся окне пролистайте вниз и найдите отосланную декларацию, нажмите на её номер. 

Далее сервис перенаправит на страницу, где содержатся отправленные документы по данной декларации. Внизу вы найдёте кнопку «Направить дополнительные документы», перейдя по которой, вы можете прикрепить и отослать документы повторно. 

Что будет в худшем случае?

Возможно, инспекция действительно не получила часть подтверждающих документов. При отсутствии полного комплекта документов контролёры действуют по-разному. Одни могут позвонить по телефону, который указан на титульном листе декларации, и попросить дослать документы, другие выставят требование о предоставлении подтверждающих документов (ст.

 93 НК РФ). Однако существуют и те, кто откажет в вычете без дополнительных запросов. В случае отказа инспектор обязан составить акт камеральной проверки, где будут прописаны и причины отказа.

Вы вправе обжаловать данные причины, предоставив возражение на акт проверки в течение месяца со дня его получения, и приложить копии данных подтверждающих документов.

Также вы можете принести документы на рассмотрение материалов проверки, когда именно состоится данное рассмотрение должно быть указано в акте.

На основании представленных документов инспекция вынесет решение о подтверждении права на вычет. Вам останется только дождаться перечисления денежных средств на указанный счёт.

О процедуре прохождения камеральной проверки читайте в статье «Как проходит камеральная проверка декларации на вычет».

Подводя итоги, отмечу, что в этом случае имела место именно техническая ошибка. Однако налогоплательщикам я советую всегда держать руку на пульсе.

И самое главное: клиенты «Открытие Брокер» могут получить консультацию у наших экспертов по налогам абсолютно бесплатно. Свяжитесь с нами удобным способом – ответим на любые вопросы!

Источник: https://journal.open-broker.ru/taxes/nalogovaya-vernula-prilozhennye-dokumenty-chto-delat/

Тысячи томичей поверили фейку, подали налоговые декларации и стали должниками. Что делать?

Как восстановить налоговую декларацию

Таких деклараций за последние три неполных месяца налоговые инспекции региона получили около 10 тысяч.

Виной тому стали видеоролики, которые с августа 2020 года начали активно распространяться в разных социальных сетях. На видео девушки рассказывают, как они подают декларацию, указывают пошаговую инструкцию и говорят, что каждый человек может компенсировать страховые пенсионные взносы.

Но в региональном управлении налоговой службы заявляют, что это не так, вместо получения денег человек может влезть в крупные долги. Общая сумма образовавшейся задолженности по недостоверным декларациям составляет уже более 11 миллионов рублей.

Такая волна фейковых видеороликов охватила сразу несколько регионов Сибири. Парадокс ситуации в том, что идут на поводу ложной информации граждане среднего возраста, работающие в серьезных организациях.

Это не люди старшего пенсионного возраста, которые легко попадаются на уловки мошенников.

И ФНС, и областное управление налоговой службы ни раз уже предупреждали граждан не попадаться на фейковую информацию, но вал недостоверных деклараций не спадает. Разбираемся, как это происходит.

Не платил, не получишь

Налоговые вычеты можно получить только после понесенных гражданином расходов на лечение, обучение, покупку квартиры, благотворительность, пенсионное страхование или иное.

Люди в видеороликах берут за основу фейка вычет по расходам на накопительную часть трудовой пенсии. Однако он доступен только для тех, кто принял решение самостоятельно увеличить размер будущей пенсии, заключил договор с негосударственным пенсионным фондом и выплачивал взносы. Получение вычета возможно только в этом случае, для остальных категорий людей такой вычет не предусмотрен.

Выписка Пенсионного фонда не является документом, подтверждающим расходы. В ней указаны только доходы за определенный период и страховые взносы, выплаченные компанией-работодателем, то есть из них и формируется сумма дальнейшей пенсии человека. Эти деньги обязан платить каждый работодатель за своего сотрудника, они не являются расходами гражданина, и получить их наличными невозможно.

Из получателя в должники

Если человек в текущем году не подавал декларацию, то направление недействительной декларации на его финансовом состоянии не отразится, он просто не получит деньги, которые заявил для вычета.

Но те, которые уже подавали декларации на различные вычеты (стандартные на детей, социальные налоговые вычеты на лечение, обучение, имущественные вычеты в связи с приобретением жилья и иные) получили деньги и распорядились ими, могут стать должниками, так как неверно заполненная декларация, как это предлагается в видеоролике, аннулирует заявленные ранее налоговые вычеты, и человек должен вернуть уже полученные деньги. Если он этого не сделает, то средства будут взыскиваться судебными приставами. Проще говоря, человек посмотрел фейковый видеоролик, решил, что там рассказывают правдивый лайфхак: оформил уточненную налоговую декларацию, подал ее и тем самым аннулировал данные предыдущей, по которой ему были положены деньги.

Как отметила заместитель руководителя УФНС по Томской области Лариса Самоделова, если человек решил, что он хочет аннулировать ранее заявленные вычеты, то он вполне может это сделать, но ему придется вернуть те деньги, которые ему уже были выплачены, в противном случае он становится должником.

Как исправить ситуацию?

После подачи декларации должно пройти три месяца, именно столько требуется налоговому органу для проведения камеральной проверки.

Если становится понятно, что декларация фиктивная, то составляется акт и выносится решение по результатам проверки, а в некоторых случаях влечет и назначение штрафов.

Информация доносится до заявителя через «Почту России», личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или вручается лично под роспись. 

Так как отозвать декларацию невозможно, то тем томичам, которые не заявляли ранее вычеты, для аннулирования нужно просто направить уточненную декларацию, во всех графах указав нули. Подача такой декларации признает предыдущую недействительной. Это также можно сделать в личном кабинете налогоплательщика.

Тем, кто ранее заявлял налоговые вычеты, требуется сформировать уточненную декларацию, указав все суммы, заявленные в первоначальной достоверной декларации (или декларациях, если их было несколько).

Проще всего это будет сделать тем, кто заявлял вычеты через личный кабинет налогоплательщика – все данные сохранились в сервисе.

Тем, кто подавал декларацию в печатном виде и не помнит указанные в ней данные, придется обратиться для получения сведений к лицу, оказавшему услугу по ее оформлению или в свою налоговую инспекцию. Для этого предварительно нужно будет записаться на прием через онлайн-сервис на сайте ФНС или по телефону инспекции.

Региональное УФНС рекомендует гражданам, которые понимают, что стали жертвами фейка и подали недостоверную декларацию, направить уточненную декларацию в налоговую инспекцию.

Источник: https://www.tomsk.ru/news/view/158982-tysyachi-tomichey-poverili-feyku-podali-nalogovye-deklaracii-i-stali-dolzhnikami.-chto-delat

Действия налогоплательщика в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения налоговой, финансовой отчетности и других доку

Как восстановить налоговую декларацию

Какие действия СХ в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения налоговой, финансовой отчетности и других документов связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (кроме налогоплательщиков, которые осуществляли хозяйственную деятельность на временно оккупированной территории и / или территории населенных пунктов на линии соприкосновения )?

Согласно п. 44.1 ст.

44 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее – НКУ) для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 НКУ.

Пунктом 44.3 ст. 44 НКУ определено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 ст.

44 НКУ, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль над соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления – с предусмотренного НКУ предельного срока представления такой отчетности.

В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в п. 44.1 ст.

44 НКУ, за период деятельности налогоплательщика не менее 1095 дней (2555 дней для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со ст. 39 НКУ), предшествовавших дате ликвидации налогоплательщика, в установленном законодательством порядке передаются в архив.

Согласно п. 44.5 ст. 44 НКУ в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в п. 44.1 и п. 44.3 ст.

44 НКУ, налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить контролирующий орган по месту учета в порядке, установленном НКУ для представления налоговой отчетности, и контролирующий орган, которым было осуществлено таможенное оформление соответствующей таможенной декларации.

Налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в контролирующий орган.

В случае невозможности проведения проверки налогоплательщика в случаях, предусмотренных п. 44.5 ст. 44 НКУ, сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и предоставления документов к проверке в пределах, определенных п. 44.5 ст. 44 НКУ сроков.

Согласно п. 44.6 ст. 44 НКУ в случае если до окончания проверки или в сроки, определенные в абзаце втором п. 44.7 ст.

44 НКУ, налогоплательщик не предоставляет должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, документы (независимо от причин такого непредоставления, кроме случаев выемки документов или другого изъятия правоохранительными органами), подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, считается, что такие документы отсутствовали у такого налогоплательщика на время составления такой отчетности.

Если налогоплательщик по окончании проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки предоставляет документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности, не предоставленные во время проверки (в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым п. 44.7 ст. 44 НКУ), такие документы должны быть учтены контролирующим органом при рассмотрении им вопроса о принятии решения.

В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта проверки, налогоплательщик вправе подать контролирующему органу, проводившему проверку, возражение и / или дополнительные документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности (абзац второй п . 44.7 ст. 44 НКУ).

Каковы действия налогоплательщиков, которые осуществляли хозяйственную деятельность на временно оккупированной территории и / или территории населенных пунктов на линии соприкосновения, в случае утраты (уничтожения или повреждения) первичных документов, на основании которых осуществляется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств?

Согласно п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд.

ХХ «Переходные положения» НКУ временно, до завершения антитеррористической операции, к налогоплательщикам / налоговым агентам, которые осуществляли хозяйственную деятельность на временно оккупированной территории и / или территории населенных пунктов на линии соприкосновения и не могут предъявить первичные документы, на основании которых осуществляется учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, как исключение из положений ст. 44 НКУ применяются специальные правила для подтверждения данных, указанных в налоговой отчетности.

Основания невозможности предъявления первичных документов:

первичные документы утрачены (уничтожены или испорчены) в связи с проведением антитеррористической операции;

первичные документы находятся на временно оккупированной территории и / или территории населенных пунктов на линии соприкосновения и их невозможно вывезти или их вывоз связан с риском для жизни и здоровья налогоплательщика, физических лиц или невозможен в связи с другими административными препятствиями, установленными органами власти.

В случае утери и / или невозможности вывоза первичных документов налогоплательщик / налоговый агент по месту своего учета подает в контролирующий орган в произвольной форме сообщение о невозможности вывоза первичных документов, подписанное руководителем предприятия и главным бухгалтером, в котором указываются: обстоятельства, которые привели к утере и / или невозможности вывоза первичных документов, налоговые (отчетные) периоды, а также общий перечень первичных документов (по возможности – с указанием реквизитов).

Данные и показатели налоговой отчетности налогоплательщика / налогового агента за налоговые (отчетные) периоды, указанные в сообщении, не могут быть подвергнуты сомнению только на основании отсутствия первичных документов.

Представленное сообщение также является основанием для сохранения расходов (включая расходы в связи с приобретением ценных бумаг / корпоративных прав) и / или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль (включая отрицательный финансовый результат по операциям с ценными бумагами / корпоративными правами), и / или налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и / или суммы отрицательного значения налога на добавленную стоимость прошлых налоговых (отчетных) периодов без наличия договорных, расчетных, платежных и других первичных документов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

После представления в контролирующий орган сообщения о невозможности вывоза первичных документов до завершения антитеррористической операции вводится мораторий на проведение любых проверок, указанных в сообщении налоговых (отчетных) периодов.

Если после уведомления о невозможности вывоза первичных документов налогоплательщику / налоговому агенту станет известно о утере этих документов, такой налогоплательщик / налоговый агент обязан представить в контролирующий орган уведомление об утрате первичных документов с указанием обстоятельств такой утери.

Налогоплательщики / налоговые агенты, которые подали уведомление о утере первичных документов в соответствии с п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, не могут быть проверены контролирующим органом в отношении указанных в сообщении налоговых (отчетных) периодов, в том числе после завершения антитеррористической операции.

Утеря документов, не связанная с проведением антитеррористической операции, не дает права налогоплательщику / налоговому агенту применять положения п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Указанные в п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд.

ХХ «Переходные положения» НКУ положения применяются к налогоплательщикам / налоговым агентам, которые по состоянию на 1 апреля 2017 осуществили изменение своего местонахождения (места жительства) с временно оккупированной территории и / или территории населенных пунктов на линии соприкосновения на другую территорию Украины и платили налоги в бюджет в период проведения антитеррористической операции в соответствии с НКУ.

Налогоплательщик / налоговый агент не может применять положения п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ относительно налоговых (отчетных) периодов после перерегистрации предприятия на остальной территории Украины.

Обязанность доказывания отсутствия оснований для применения положений п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ возлагается на контролирующий орган.

Налогоплательщик / налоговый агент, который безосновательно применил положения п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд.

ХХ «Переходные положения» НКУ, считается уклоняющимся от уплаты налогов и несет ответственность, предусмотренную НКУ и другими законами Украины.

В случае отказа контролирующего органа в применении положений п.п. 38.11 п. 38 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ контролирующий орган обязан выдать мотивированное решение в срок не позднее одного месяца с даты получения уведомления от налогоплательщика / налогового агента, в котором указываются основания и доказательства такого отказа.

Решение контролирующего органа может быть обжаловано в административном или судебном порядке. До вынесения окончательного решения по делу контролирующий орган не может подвергнуть сомнению показатели налоговой отчетности, а также инициировать проведение любой проверки налогоплательщика / налогового агента по налоговым (отчетным) периодам, указанным в ответном сообщении.

В налоговых (отчетных) периодах, указанных в соответствующем сообщении, не может быть пересмотрены в сторону увеличения суммы налоговых обязательств по налогам и сборам, задекларированные в налоговых декларациях за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль, задекларированные в налоговых декларациях / расчетах за указанные налоговые (отчетные) периоды, в сторону увеличения суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленные в налоговых декларациях за указанные отчетные периоды.

Источник: https://buhgalter911.com/news/news-1028392.html

При утере налоговой декларации плательщик может получить ее копию в налоговой инспекции

Как восстановить налоговую декларацию

За невыполнение, по мнению плательщика, неправомерного решения налогового органа (его должностных лиц) плательщик будет привлечен к ответственности

Необходимость в получении копий налоговых деклараций (расчетов) обусловлена ситуациями, когда у плательщика такие документы, например, вследствие утраты, хищения, наступления форс-мажорных обстоятельств, отсутствуют. Как известно, при отсутствии у плательщика документов, обеспечивающих возможность исчисления размера налогов, контролирующий (надзорный) орган вправе определить размер причитающихся к уплате в бюджет налогов:

– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

– сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;

– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Очевидно, что исчисление налогов такими методами не в интересах плательщика, в связи с чем плательщику предоставляется возможность получить в налоговом органе копии ранее представленных налоговых деклараций (расчетов), восстановить бухгалтерский, налоговый учет и представить документы бухгалтерского, налогового учета в налоговый орган в установленный им срок.

Предоставление налоговым органом плательщику информации о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, призвано способствовать своевременному исполнению последним налогового обязательства.

Такие права плательщик может реализовать путем подачи заявления в налоговый орган по месту постановки на учет. При этом информация о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, подлежит представлению плательщику в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст.

 82 НК). Срок представления плательщику копии представленной им ранее налоговой декларации (расчета) НК не установлен. Полагаем, что к такой ситуации подлежит применению срок, определенный Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З “Об обращениях граждан и юридических лиц” (п. 3 ст.

 17), – продолжительностью 15 дней.

Также закреплено право плательщика не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК.

Кроме того, плательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков (подп. 1.8 п. 1 ст. 21 НК).

Эти права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).

Неправомерными являются решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не основанные на нормах НК.

Например, неправомерными решениями могут быть решения:

– по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, взыскании налога.

Справочно: с 1 января 2013 г. установлен срок, в течение которого решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика по его счетам в банке должно быть доведено до банка и плательщика на бумажном носителе или в виде электронного документа, – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 5 ст. 53 НК).

Если такое решение доводится до плательщика на бумажном носителе, то он (его представитель) должен получить его под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении);

– о досрочной уплате налогов; передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику; об обеспечении транспортом; предоставлении средств связи; представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства; представлении документов, не предусмотренных НК; включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.

От редакции:
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных (п. 7 ст. 63 НК), а именно:

тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

наименование и код налогового органа;

место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица);

полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица);

номер контактного телефона;

среднесписочная численность работников за отчетный период;

фонд заработной платы;

код вида экономической деятельности;

чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета;

общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, предусмотренном подп. 3.13.1 и 3.13.3 п. 3 ст. 286 НК;

общая площадь земельных участков, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, определенном подп. 3.14.1 п. 3 ст. 286 НК.

Каким же образом может быть реализована указанная норма?

На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение плательщика к ответственности, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны.

В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться.

Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным. Хотя плательщик может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию этих решений таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.81 п. 1 ст.

 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования).

Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так, например, если налоговый орган в нарушение ст.

 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо представления документов и (или) информации в отношении плательщика, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего такие документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу о признании незаконным требования о представлении документов и (или) информации.

Пунктом 11 ст. 21 НК установлено общее право плательщиков взаимодействовать с налоговым органом в электронном виде. До 1 января 2013 г.

такое взаимодействие ограничивалось представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), сообщений, заявлений, уведомлений в виде электронного документа и  получением от налогового органа соответствующих подтверждений, решений. С 1 января 2013 г.

плательщик вправе создавать первичные учетные документы в виде электронного документа, например, производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов (п. 5 ст. 107 НК).

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять только по требованию налогового или иного государственного органа

С этого года плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, не только в налоговый орган по месту постановки на учет, но и иным государственным органам (иным организациям, должностным лицам) (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК), например при обращении в суд, нотариальные конторы, прокуратуру – при использовании льгот по государственной пошлине.

Кроме того, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять по требованию налогового или иного государственного органа (иной организации, должностного лица). При отсутствии такого требования представление документов, подтверждающих право на налоговые льготы, – право, а не обязанность плательщика.

Установлена обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.

Это обусловлено необходимостью осуществления налоговыми органами контроля за уплатой налогов плательщиками, находящимися в процессе ликвидации.

Ведь после проведения налоговым органом проверки такого плательщика в связи с его ликвидацией и представления в регистрирующий орган справки об отсутствии задолженности перед бюджетом у него может возникнуть налоговое обязательство, например, в связи с реализацией имущества для расчетов с кредиторами при недостаточности денежных средств. Однако налоговый орган не вправе после проведенной проверки вновь проводить проверку плательщика.

Поэтому указанная обязанность должна быть исполнена в течение 2 рабочих дней со дня утверждения балансов в соответствии с законодательством.

Не все предоставляемые плательщиком сведения имеют статус налоговой тайны

С 1 января 2013 г. установлено, что сведения, предоставляемые не только налоговым или правоохранительным, но и иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ, не составляют налоговую тайну (подп. 1.6 п. 1 ст. 79 НК).

В частности, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.

2008 (далее – Соглашение) установлена обязанность органов государственной власти (управления) Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан предоставлять по соответствующим запросам органу, проводящему расследования, необходимую для целей проведения расследования информацию, предусмотренную Соглашением (п. 6 ст. 35). Орган, проводящий расследования, определяется Комиссией Таможенного союза (п. 4 ст. 3 Соглашения).

Кроме того, установлено, что к сведениям, не составляющим налоговую тайну, относятся информация о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и дата решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп. 1.33 п. 1 ст. 79 НК).

Налоговые органы вправе проводить мониторинги

Право налоговых органов на проведение мониторинга закреплено в подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК.

Мониторинг – это новая форма контроля (надзора).

Она заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

По результатам мониторинга должностное лицо налогового органа должно оформить аналитическую (информационную) записку. На основании этой записки руководитель (его заместитель) налогового органа вправе принять одно из следующих решений:

– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности плательщика;

– направить в адрес плательщика рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении плательщика и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Справочно: порядок проведения мониторинга определен Положением, утвержденным Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 “О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”.

Из НК исключена норма, согласно которой на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки налоговый орган мог приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассового оборудования (подп. 1.131 п. 1 ст. 81 НК). Данное изменение осуществлено с целью приведения норм НК в соответствие с нормами Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”.

В целях содействия исполнению плательщиками налогового обязательства с 2013 г. налоговый орган обязан представлять по заявлению плательщика информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций для уплаты налогов, сборов, пеней, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК).

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/pri-utere-nalogovoi-deklaratsii-platelsh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.