Защита рабочих

70. Способы защиты труд. Прав работников

Защита рабочих

Каждыйимеет право защищать свои труд. праваи свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом.

Основнымиспособамизащиты труд. прав и свобод являются: -самозащита работниками труд. прав; -защита труд. прав и законных интересовработников проф. союзами; – гос. надзори контроль за соблюдением труд.законодательства; – судебная защита.

Вцелях самозащитытруд. прав работник, известив работодателяв письменной форме, может отказатьсяот выполнения работы, не предусмотреннойтруд. договором, а также отказаться отвыполнения работы, кот. непосредственноугрожает его жизни и здоровью.

Проф.союзы имеютправо на осуществление контроля засоблюдением работодателями труд.законодательства, выполнением имиусловий коллективных договоров,соглашений. Работодатели обязаны внедельный срок со дня получения требованияоб устранении выявленных нарушенийсообщить в соответствующий проф. органо результатах рассмотрения данноготребования и принятых мерах.

Гос.надзор и контрольза соблюдением труд. всеми работодателямина территории РФ осуществляет фед.инспекция труда. Фед. инспекция труда- единая централизованная система,состоящая из фед. органа исполнительнойвласти, уполномоченного на проведениегос. надзора и контроля за соблюдениемтруд. законодательства и его территориальныхорганов (гос. инспекций труда).

71. Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением труд. Законодательства

Однимиз активных и наиболее действенныхспособов защиты труд. прав работникови профилактики труд. правонарушенийявляется гос. надзор и контроль соблюдениятруд. зак-ва, охраны труда. Различаютсяпредварительный, текущий и последующийнадзор и контроль.

Текущийгос. надзор и контроль соблюдения труд.законодательства всеми работодателямина территории РФ осуществляет фед.инспекция труда – структурное подразделениеФед. службы по труду и занятости.

Гос.надзор за соблюдением правил побезопасному ведению работ в отдельныхотраслях и на некот. объектах промышленностинаряду с фед. инспекцией труда осуществляютфед. органы исполнительной власти,осуществляющие функции контроля инадзора в установленной сфере деятельности.

ТКустанавливает следующие виды такогонадзора: – гос. надзор за безопаснымведением работ в промышленности; – гос.энергетический надзор; – гос.санитарно-эпидемиологический надзор;- гос. надзор за ядерной и радиационнойбезопасностью.

Внутриведомственныйгос. контроль соблюдения труд.законодательства в подведомственныхорганизациях осуществляют фед. органыисполнительной власти, органыисполнительной власти субъектов РФ, атакже органы местного самоуправления.

Гос.надзор за точным и единообразнымисполнением труд. законодательства ииных нормативных правовых актов,содержащих нормы труд. права, осуществляютГенеральный прокурор РФ и подчиненныеему прокуроры.

72. Фед. Инспекция труда

Фед.инспекция труда и ее органы – единаяцентрализованная система. Они осуществляютгос. надзор и контроль соблюдения труд.законодательства и правил охраны труда,а также нормативных актов о занятости,банкротстве и приватизации производства,коллективных договоров и соглашении.

Они анализируют причины труд. нарушенийи готовят предложения по совершенствованиюактов, а также обобщают данные о состояниии причинах производственного травматизмаи разрабатывают меры по их профилактикедают заключения по проектам Строительныхнорм и правил (СНиП), участвуют в разработкегос.

стандартов безопасности труда.

Основнымизадачами фед. инспекции труда являются:- обеспечение соблюдения и защиты труд.прав и свобод граждан, включая право набезопасные условия; – обеспечениесоблюдения работодателями труд.законодательства и иных нормативно-правовыхактов, содержащих нормы труд.

права; -обеспечение работодателей и работниковинформацией о наиболее эффективныхсредствах и методах соблюдения положенийтруд. законодательства; – доведение досведения соответствующих органов гос.власти фактов нарушений, действий(бездействия) или злоупотреблений, кот.

не подпадают под действие труд.законодательства.

ВТК закреплены основные полномочияорганов Фед. инспекции труда, осуществляемыепосредством проверок, обследований,выдачи обязательных д/исполненияпредписаний об устранении нарушений,привлечении виновных к ответственностив соответствии с фед. законом. Онианализируют обстоятельства и причинывыявленных труд. правонарушений,принимают меры по их устранению ивосстановлению нарушенных труд. прав.

Гос.инспекторы труда вправе инспектироватьработодателей, относящихся к любыморганизациям, к гос. органам и органамместного самоуправления, а такжеработодателей – физ. Лиц. Гос.

инспекторытруда вправе предъявлять работодателями их представителям обязательныед/исполнения предписания об устраненииочевидных нарушений труд.

законодательства,о восстановлении нарушенных правработников, привлечении виновных вуказанных нарушениях к дисциплинарнойответственности или об отстранении ихот должности в установленном порядке.

Решениягос. инспекторов м/б обжалованыруководителю соответствующей гос.инспекции, главному гос. инспекторутруда РФ или в судебном порядке. Штрафым/б оспорены в суде.

Всеуказанные гос. инспекции в пределах ихкомпетенции могут издавать правила иинструкции в своей сфере надзора,обязательные д/всех производств.

Источник: https://studfile.net/preview/847298/page:31/

Лекция тема 14. Защита трудовых прав работников: понятие и способы

Защита рабочих

Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики. Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему.

После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды по трудовым делам.

Создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере – одно из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав. Защита трудовых прав граждан – это конституционная обязанность государства.

Во многих случаях термин “защита” является синонимом термина “охрана”, поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 – об охране этих прав и свобод.

В Словаре русского языка приводится толкование слова “защита”: “Защитить. Охраняя, оградить от посягательств. Защитить обиженного…”. В юридической литературе различаются понятия защиты и охраны субъективного права и охраняемого законом интереса.

Охраняются права и интересы постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. “Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают”.

“Охрана – это установление общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены”.

Конституцией России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:

предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;

запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;

закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;

провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;

предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;

гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;

признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных прав человека.

Особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере труда. В условиях рыночных отношений рост малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных интересов наемных работников.

Перенос акцентов с государственного регулирования трудовых отношений на расширяющееся индивидуально-договорное обеспечил в большей степени, чем раньше, реализацию принципа свободы труда, однако реально снизил уровень гарантий трудовых прав наемных работников.

Защищенность работников – это проблема гуманизма и демократии. Конкретное разрешение в новом Трудовом кодексе нашли вопросы защищенности от дискриминации, от посягательств на достоинство в рамках трудовых правоотношений, от неблагоприятных и вредных условий труда. Автор курса лекций по трудовому праву В.Н.

Толкунова понимает под защитой трудовых прав работников в широком смысле реализацию защитной функции трудового права, которая в свою очередь отражает защитную функцию государства.

Поступательное развитие рыночной экономики не должно привести к уходу государства с рынка труда. Необходимо четко определить, как сегодня следует понимать защиту прав работников, т.е.

каким должен быть объем прав, установленный государством, с тем чтобы, с одной стороны, не превратить работника в иждивенца государства, а с другой – обеспечить заинтересованность работника в развитии общественного производства.

Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту, а также деятельность неправительственных правозащитных организаций. Главным способом защиты трудовых прав выступает судебная защита. Конституционное право на судебную защиту служит своеобразной гарантией других прав и свобод, поэтому его можно рассматривать как процессуально-охранительное право.

Несудебные формы защиты делятся на государственные и общественные. Общественные формы различаются в зависимости от того, какая общественная организация обеспечивает охрану и защиту права (комиссия по трудовым спорам, профсоюзные органы).

В юридической литературе по-разному раскрывается понятие “меры защиты”. С.С. Алексеев считает, что защита права – это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. А.С.

Мордовец включает в понятие “меры защиты” и восстановление нарушенного права, и меры процессуального принуждения. С точки зрения В.М. Ведяхина, Т.Б.

Шубиной, к мерам, способам защиты прав относятся лишь те, что применяются по инициативе лица, права которого нарушены, и прежде всего функция этих прав – восстановительная.

Государственно-принудительный механизм защиты права используется только в том случае, если сторона, нарушившая чьи-либо права, добровольно их не восстанавливает, либо препятствует этому, либо не исполняет добровольно своей обязанности.

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 Трудового кодекса РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

В соответствии с Конституцией РФ “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом” (ч. 2 ст. 45). До принятия Трудового кодекса РФ средства для самозащиты работниками своих прав были весьма ограничены. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г.

N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации” работник вправе отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. Трудовой кодекс вопросам самозащиты работниками трудовых прав посвятил отдельную главу.

Статья 379 ТК РФ называет формы самозащиты:

отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

В статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление работы при невыполнении работодателем обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г.

сделал вывод, что работнику присутствовать на своем рабочем месте в течение приостановки работы не надо, т.к. ст. 142 не обязывает его к этому. Более того, в силу ч. 3 ст.

4 нарушение сроков выплаты заработной платы – это принудительный труд, который запрещен, так что работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров.

В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию.

Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.

Источник: https://studopedia.su/10_127230_lektsiya-tema--zashchita-trudovih-prav-rabotnikov-ponyatie-i-sposobi.html

Понятие и формы защиты трудовых прав работников

Защита рабочих

 Большинство ученых выделяют только две формы защиты трудовых прав работников: юрисдикционные и неюсдикционные.

К неюрисдикционным формам защиты трудовых прав работников относятся самозащита и согласительные процедуры (то есть переговоры с работодателем с целью достижения соглашения по существу возникших разногласий).

В юрисдикционной форме защиту трудовых прав работников осуществляют:

1) Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссии по трудовым спорам – КТС, суды общей юрисдикции).

2) Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С таким органам, в частности, относится Федеральная инспекция труда и другие государственные контрольные органы.

3) Органы общей компетенции, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников, но не уполномоченные к рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К данным органам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Полномочия данных органов по защите трудовых прав работников естественно, закреплены законодательно.

При выборе той или иной юрисдикционной формы защиты следует учитывать рамки компетенции конкретного органа, его подведомственность, а в некоторых случаях – и условия обращения в соответствующий орган.

При наличии возможности обращения за защитой нарушенного права в несколько органов (например, в суд и в органы федеральной инспекции труда) право выбора принадлежит заинтересованному субъекту, то есть работнику.

Защита трудовых прав работников осуществляется посредством определенных способов защиты.

Под способом защиты трудовых прав работников понимаются предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников14.

ТК РФ закрепляет основные способы защиты трудовых прав работников. В статье 352 ТК РФ указано четыре основных способа защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками своих трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Рассмотрение трудовых споров отнесено к подведомственности судов (ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации)15. Исходя из смысла ст.ст. 23,24 ГПК дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции16.

По мнению отдельных авторов, способы защиты трудовых прав – это конкретные действия, которые направлены на защиту субъективного права и устранение препятствий к осуществлению субъективного права.

Так, выделяют материально-правовые и процессуальные способы. К материально-правовым способам защиты относят действия субъектов материально-правовых отношений, направленных на защиту нарушенных прав.

Процессуальные способы защиты рассматриваются как процессуальные действия юрисдикционных органов, регулируемые процессуальным законодательством и направленные на предупреждение нарушения гражданских прав и реализацию материально-правовых мер защиты гражданских прав.

Появление такой классификации объясняется тем, что защита может быть осуществлена без обращения в юрисдикционные органы17.

Материальная ответственность работодателя перед работником

 Различают следующие виды материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику:

1) за вред, причиненный здоровью работника увечьем, профзаболеванием, иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;

2) за вред, причиненный в результате незаконного лишения работника возможности трудиться (ст. 234 ТК);

3)за ущерб, причиненный имуществу работника (СТ.235ТК);

4) за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК).

1. Порядок возмещения вреда, причиненный здоровью работника в связи с исполнением им трудовой функции, определяется Федеральным законом от

24 июля 1998 г. ≪Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний≫ (в ред. от 17 июля

1999 г.).

Понятие ≪трудовое увечье≫ включает в себя производственную травму, профзаболевание, увечье, произошедшее на транспорте работодателя по дороге на

работу или с работы.

Возмещение вреда работнику в связи с повреждением его здоровья производится Фондом социального страхования, в который работодатели обязаны вносить страховые взносы за работников.

Виды возмещений: 1) возмещение потерянного заработка (или его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; 2) возмещение дополнительных расходов в связи с трудовым увечьем; 3) единовременное пособие в связи с трудовым увечьем;

4) возмещение морального вреда.

2. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок: 1) при незаконном отстранении работника от работы, его увольнении или переводе на другую работу; 2) отказе работодателя от исполнения, несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров, государственного

инспектора по труду о восстановлении работника на прежней работе; 3) внесении неправильной, незаконной формулировки причины увольнения в трудовую

книжку. ' Необоснованный отказ в приеме на работу может

быть оспорен в судебном порядке. При восстановлении на работе незаконно переведенного или уволенного работника компетентный орган взыскивает с работодателя размер потерянного заработка, оплату вынужденного прогула.

3. Материальная ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника, возмещается в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим на момент возмещения ущерба в данной местности.

4. При задержке выплаты в срок начисленной зарплаты и других выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов.

) в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Поскольку указанный размер денежной компенсации является минимальным, конкретный размер (более высокий) может быть предусмотрен коллективным или трудовым договором.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 242;

Источник: https://studopedia.net/14_41221_ponyatie-i-formi-zashchiti-trudovih-prav-rabotnikov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.