Защита труд прав работников осуществляют

Система органов, осуществляющих защиту трудовых прав

Защита труд прав работников осуществляют

Действующее законодательство предлагает достаточно широкий выбор способов защиты прав и законных интересов, нарушенных в ходе применения наемного труда. В основе их классификации лежит субъект, наделенный полномочиями осуществлять защиту. Так, в соответствии со ст.

325 ТК, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства ведут соответствующие государственные органы. Функцию общественной защиты трудовых прав работников выполняют профсоюзы в формах, определенных ТК.

Самозащиту работники реализуют самостоятельно, то есть без участия каких-либо юрисдикционных органов (по этой причине в данном разделе этот аспект не рассматривается). 

По утверждению ряда специалистов, следует обратить внимание на то, что защита трудовых прав и рассмотрение трудовых споров в соответствии с ТК не одно и тоже. По смыслу ст. 352 в ней перечислены не все, а только основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

В связи с этим не совсем логичным представляется отсутствие в указанном выше перечне такой формы защиты прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений, как разрешение трудовых споров.

Вместе с тем процедура разрешения коллективных трудовых споров, равно как и процесс рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, на наш взгляд так же является формой защиты.

Многообразие способов защиты обуславливает проблему выбора защищающей инстанции. Для правильного выбора, на наш взгляд, необходимо знать общую организацию и полномочия указанных органов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства закреплен ТК (гл. 57)  в качестве одного из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Так, под надзорно-контрольной деятельностью понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Статья 353 ТК устанавливает систему органов надзора и контроля, закрепляя в качестве ее составных элементов федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы прокуратуры.

Органы государственного надзора и контроля по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности предусмотрены ч. 2 ст. 353 ТК, среди них  наряду с органами федеральной инспекции труда названы федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности (ст. 366 – 369 ТК).

Указанные органы занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства. Их можно условно разделить на две категории.

Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

Ко второй относятся надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в Министерстве промышленности и энергетики РФ, которые занимаются вопросами энергетического надзора, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, ведающее вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в стране.

Для выполнения задач и осуществления своих функций государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных.

Например, Госатомнадзор России вправе: выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; выдавать тем же лицам предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности.

Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право наложения денежного штрафа на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области народнохозяйственной деятельности в порядке и размерах, установленных КоАП. Правовой статус надзорно-контрольных органов устанавливается Правительством РФ.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в соответствии с ч. 3 ст.

353 ТК осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

К ним, в частности, относится Правительство РФ, которое контролирует работу федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации. Федеральные министры контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный контроль в соответствии с законодательством РФ. Так, в соответствии со ст.

20 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 131), органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия (в том числе государственный контроль в подведомственных органам местного самоуправления организациях), если федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции издадут обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не изменяет их правовую природу, т.е. не превращает их в государственные надзорно-контрольные органы, поэтому их следовало бы исключить из текста ст. 353 ТК.

Принимая в то же время во внимание, что органы местного самоуправления в установленных случаях могут осуществлять полномочия по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства в подведомственных им организациях, было бы желательно главу 57 дополнить статьей, соответствующей по содержанию ст. 20 ФЗ № 131.

Среди органов государственного надзора кроме указанных, ТК выделяет органы прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК. В статьях 370 – 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.

В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. Согласно ст.

19 названного закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.

Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК. Защитная функция профсоюзов не ограничивается проведением проверок соблюдения законодательства о труде. Согласно ст.

371 ТК, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законом. Например, ч. 5 ст. 73 предоставляет работодателю право, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, в целях сохранения рабочих мест при массовом увольнении работников вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев.

Статьей 99 ТК допускается привлечение к сверхурочным работам по инициативе работодателя с письменного согласия работника и в некоторых случаях с учетом мнения представительного органа работников.

Дополнительно к установленным ТК, в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций могут включаться иные случаи, когда при вынесении решений работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 372 ТК.

Защитная функция профсоюзов реализуется также и в форме обязательного участия их выборного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК).

Например, его участие обязательно при решении вопросов: о возможном сокращении численности или штата работников (ч. 1 ст.

82 ТК); об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, из-за недостаточной квалификации или вследствие неоднократного неисполнения такими работниками без уважительных причин трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 82 ТК).

Указанные органы, обладая широкими возможностями, не являются органами уполномоченными разрешать трудовые споры. В случае конфликта прав профсоюзы, инспекции труда выполняют вспомогательные функции.

Например, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению трудовых споров (кроме судов) государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (ст. 357 ТК).

Обобщая можно сделать вывод, что защита прав с помощью профсоюзов и надзорных органов занимает промежуточную позицию между непосредственными переговорами с работодателем и трудовым спором. Органы уполномоченные решать трудовые споры по подведомственности можно разделить на две группы: разрешающие коллективные споры; разрешающие индивидуальные споры.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных споров, возникающих в организациях, за исключением споров, предусмотренных ст. 391 ТК.

Суды рассматривают (в общем порядке) индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, в том числе, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Рассмотрение коллективного спора начинается с работы примирительной комиссии, в состав которой входят представители работников и работодателя на равноправной основе.

К помощи посредника прибегают в ситуации, когда процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии не привела к решению вопроса по существу, но стороны заинтересованы в продолжение примирительных процедур.

функция посредника оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Отдельно нужно сказать о службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта служба самостоятельно не занимается разрешением коллективных трудовых споров. В ее функции входит содействие в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Таким образом, органы по разрешению трудовых споров четко определены ТК, а сами трудовые споры имеют конкретную подведомственность. Судам подведомственны все индивидуальные трудовые споры.

Что касается рассмотрения коллективных трудовых споров в суде, то важно подчеркнуть, что данные споры разрешаются согласно ТК только посредством примирительных процедур, и суд рассматривает дела только о признании забастовок незаконными.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что органы, уполномоченные государством на защиту прав работника, условно делятся на две большие группы. К первой относятся все органы, осуществляющие контроль и надзор, ко второй органы разрешающие трудовые споры.

Таким образом, органы надзора и контроля обеспечивают соблюдение трудового законодательства, и их деятельность имеет предупредительный или контрольный характер. В их полномочия входит рассмотрение вопросов, в которых присутствует явное и бесспорное нарушение закона и требуется лишь восстановление нарушенного права.

Вопросы о конфликте прав, в связи с определенной ограниченностью полномочий надзорных органов не могут быть ими разрешены и  рассматриваются судами.

Источник: https://yurist-77.ru/stati/trudovoe-pravo/sistema-organov-osushchestvlyayushchikh-zashchitu-trudovykh-prav.html

Тема 7 Защита трудовых прав работника

Защита труд прав работников осуществляют

Защита трудовых прав работников– правореализующая деятельность , осуществляемая в установленном законом порядке работником (непосредственно либо через представителей) уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников.

Защиту трудовых прав работников осуществляют:

1) сами работники, права которых нарушены или оспариваются работодателем;

2) уполномоченные органы.

Государственные органы:

а) общей компетенции, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. И трудовых прав работников (КС РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека РФ);

б) специально уполномоченные органыгосударственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда (органы федеральной инспекции труда, специализированные федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности)

Негосударственные органы и организации:

а) комиссии по трудовым спорам (КТС)

б) профессиональные союзы ( как представители работников)

Формы защиты:

Формы защиты трудовых прав работников– установленная законодательством разновидность правореализующей деятельности по применению допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работника.

Юрисдикционные:

1) Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (КТС, суды общей юрисдикции, мировые судьи);

2) Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

3) Органы общей компетенции, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. И трудовых прав работников, но не уполномоченных на рассмотрение индивидуальных трудовых споров (КС РФ, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека РФ).

Неюрисдикционные:

1) самозащита;

2) согласительные процедуры

Способы защиты:

Под способами защиты трудовых прав работниковпонимаются предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работника.

  • Самозащита работников трудовых прав
  • Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих формы трудовых прав.
  • Судебная защита

Меры защиты трудовых прав работников– способ восстановления нарушенного права работника.

— Восстановление работника на работе;

— Возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением его возможности трудиться;

— Обязание работодателя предоставить работнику условия труда, установленные законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором;

— Компенсация морального вреда;

— Отмена дисциплинарного взыскания, примененного работодателем.

Надзор– правовая процедура, осуществляемая специально уполномоченным государственным органам в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда.

Органы надзора:

Общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства

– Прокуратура РФ, осуществляющая государственный надзор за исполнением законодательства на территории РФ;

– – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль в отношении подведомственных им организаций.

Специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда

– федеральная инспекция труда;

– специализированные федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Контроль– правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений, состоящая из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному объекту.

Федеральная инспекция труда– единая централизованная система органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и иных НПА, содержащих нормы трудового права, во всех без исключения организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы на всей территории России.

Полномочия инспекций:

— проведение контрольно-надзорной деятельности;

— принятие мер по устранению причин нарушений законодательства о труде и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— безвозмездное получение необходимой информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и иных организаций;

— рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.

Формы надзора и контроля:

1) Проведение проверок соблюдения работодателем трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

2) Выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде и охране труда;

3) Привлечение лиц, виновных в нарушениях законодательства о труда и охране труда, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

федеральные органы исполнительной власти по надзору:

1)Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

2) Федеральная служба по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Профсоюзы:

Представительство работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Осуществление защиты прав и синтересов работников.

Формы защиты:

  • Осуществление контроля за соблюдением работодателем законодательства о труде и иных НПА, содержащих нормы трудового права.
  • Выражение мнения при принятии работодателем решений, затрагивающих права и интересы работников.
Профсоюзы:
  1. Профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя);
  2. Профсоюзные представители (доверенные лица), в т.ч. руководители профессионального союза, объединения профсоюзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профсоюза, объединения профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
  3. Профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа;
  4. Профсоюзные инспекции труда (правовые инспекции труда профсоюзов);
  5. Профсоюзные инспекции по охране труда (технические инспекции труда профсоюзов).

Этапы реагирования профсоюза на выявленное нарушение трудовых прав работника:

1. Предъявление работодателю требования об устранении выявленного нарушения.

2. Использование различных действий в случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения. Они могут применяться как по отдельности, так и в совокупности:

3. Обращение в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

4. Обращение по поручению работника – члена профессионального союза в суд;

5. Обращение в уполномоченные органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении НПА о труде; при установлении фактов нарушений трудового законодательства, допущенных руководителем организации, его заместителями, работодатель обязан применить к этим лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Самозащита работников:

Самозащита трудовых прав– действия работника, направленные на пресечение нарушения работодателем его прав, устранение препятствий для осуществления прав работника и понуждение работодателя к надлежащему исполнению своих обязанностей без обращения в уполномоченные органы, осуществляющие защиту трудовых прав.

ТК предусматривает лишь одну меру самозащиты работником свои прав – отказ от выполнения работы. Это действие может быть совершено работником, если:

1) Ему поручена работа, не предусмотренная трудовым договором (ст. 279 ТК);

2) Выполняемая работа непосредственно угрожает жизни и здоровью работника (ст. 379 ТК);

3) Работник не обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с установленными нормами (ст. 220 ТК);

4) Работодатель задерживает выплату заработной платы на срок более 15 дней(ст. 142 ТК).

Гарантии работникам при осуществлении самозащиты своих трудовых прав

1) Сохранение за работником на время отказа от работы, не предусмотренной трудовым договором, и работы, которая непосредственно угрожает жизни и здоровью работника, всех трудовых прав, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 379 ТК).

2) Запрет воспрепятствования работникам в осуществлении ими защиты трудового права (ст. 380 ТК). Действия работодателя и его представителей, нарушающие этот запрет, могут быть обжалованы в суд или органы федеральной инспекции труда.

Тема 9 Ответственность в трудовом плане

Ответственность в трудовом праве –обязанность лица – участника общественных отношений в сфере труда претерпеть неблагоприятные последствия личностного, организационного или имущественного характера за виновное совершение действия или бездействие, причинившее вред контрагенту по отношениям в сфере управления наемным трудом.

Виды:

  • Дисциплинарная
  • Материальная
  • Административная
  • Уголовная
  • Гражданско-правовая

Дисциплина труда– обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации (ч. 1 ст. 189 ТК).

       Правила внутреннего трудового распорядка– локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК).

Дисциплинарный проступок –неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК).

       Состав дисциплинарного проступка

Субъект Работник, обладающий дисциплинарной деликтоспособностью, состоящий в трудовых отношениях с работодателем
Субъективная сторона Вина в форме умысла или неосторожности (небрежности), форма вины характеризует тяжесть проступка и может учитываться при выборе вида наказания
Объект Внутренний трудовой распорядок, который характеризует общественные отношения, складывающиеся в процессе кооперированного труда работников у данного работодателя
Объективная сторона Деяние, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на работника трудовых обязанностей (формальный состав)

Дисциплинарная ответственность– обязанность работника, совершившего дисциплинарный проступок подвергнуться дисциплинарному взысканию за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

  • Замечание
  • Выговор
  • Увольнение

       Материальная ответственность работника – его обязанность возместить причиненный работодателю материальный ущерб в полном или ограниченном размере.

       Прямой действительный ущерб– реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

       Основание привлечения работодателя к материальной ответственности– правонарушение, выразившееся в виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении работодателем обязанностей, возложенных на него законодательством о труде, иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, повлекшее причинение материального и (или) морального ущерба работнику.

Условия наступления материальной ответственности (общие для работника и работодателя)

— противоправность деяния;

— наличие вины;

— наличие ущерба;

— причинно-следственная связь между совершенным противоправным деянием и возникновением ущерба.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 134;

Источник: https://studopedia.net/5_48455_tema--zashchita-trudovih-prav-rabotnika.html

Работники как субъекты защиты

Защита труд прав работников осуществляют

Субъекты, осуществляющие защиту трудовых прав работников

Понятие защиты трудовых прав работников

Понятие, субъекты, формы и способы защиты трудовых прав работников

Тема 15. Защита трудовых прав и интересов работника. Разрешение трудовых споров.

Защита прав работников неотъемлемо связана с социальной направленностью трудового права.

Сказанное объясняет ключевые позиции, которые занимают нормы о защите трудовых прав работников в действующем законодательстве.

В то же время на сегодняшний день отсутствует легальное определение понятия «защита трудовых прав работников». Кроме того, данное понятие используется законодателем в различных смыслах.

В целомзащиту трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников.

Данные меры реализуются в целях восстановления или признания прав работников, пресечения правонарушения со стороны работодателя и его понуждения к надлежащему исполнению своих обязанностей.

Защиту трудовых прав работников осуществляют:

199. сами работники, права которых нарушены или оспариваются работодателем;

200. уполномоченные органы.

Каждый работник, право которого нарушено или оспаривается работодателем, может самостоятельно предпринять допустимые законом меры воздействия на работодателя без обращения к уполномоченным государственным органам (т. е. осуществить самозащиту трудовых прав).

Работник вправе осуществлять защиту своих трудовых прав лично (непосредственно) либо через представителя (за исключением случаев самозащиты).

В отношении работников – членов профсоюза их представительство во взаимоотношениях с работодателем и компетентными органами осуществляет соответствующий профсоюз либо иной представитель, уполномоченный работником на представительство своих интересов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут поручить представление своих интересов соответствующему органу первичной профсоюзной организации, действующей на предприятии, или иному представителю. При этом профсоюзный орган вправе отказать работнику, не являющемуся членом профсоюза, в осуществлении защиты его прав или определить условия такого представительства. Таким условием обычно является уплата работником профсоюзной организации денежных средств наравне с членами профсоюза.

Защиту трудовых прав работников осуществляют уполномоченные государственные органы и негосударственные органы (организации).

Соответствующие государственные органы подразделяются на:

• Органы общей компетенции, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ); и

• Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда (органы федеральной инспекции труда, специализированные федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности).

Негосударственными органами и организациями, осуществляющими защиту трудовых прав работников, являются, во-первых, комиссии по трудовым спорам и, во-вторых, профессиональные союзы (как представители работников).

Основанием защиты трудовых прав работников выступает действительное нарушение этих прав или их оспаривание работодателем.

При этом под действительным нарушением трудового права работника следует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателем своей юридической обязанности, вследствие которого исключается или представляется затруднительной реализация предусмотренной правовой нормой возможности работника как управомоченного субъекта. Оспаривание работодателем принадлежащего работнику трудового права предполагает, что наличие последнего подвергается работодателем сомнению, оно отрицается или имеется реальная угроза таких действий (например, отрицание работодателем права на увольнение работника по собственному желанию до истечения срока предупреждения об увольнении в случаях, когда работник ссылается на невозможность продолжения работы ввиду причины, прямо не указанной в законодательстве, и, по мнению работодателя, не являющейся уважительной).

Источник: https://studopedia.su/17_87278_rabotniki-kak-sub-ekti-zashchiti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.