Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Содержание

Защита трудовых прав работников

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Пластыри

-лекарственная форма в виде пластичной массы, обладающая способностью размягчаться при температуре тела и прилипать к коже, или в виде той же массы на плоском носителе. Пластыри используют для наружного применения.

По агрегатному состоянию различают твердые и жидкие пластыри.

Твердые пластыри при комнатной температуре имеют плотную консистенцию и размягчаются при температуре тела.

Жидкие пластыри (кожные клеи) представляют собой летучие жидкости, оставляющие на коже после испарения растворителя пленку.

Применение пластырей:

-для предохранения пораженных участков кожи от внешних воздействий;

-фиксация повязок;

-сближения краев раны;

-для оказания местного лечебного эффекта (кератолитического, антисептического).

Защита трудовых прав – это мероприятия по восстанов­лению нарушенного права, обеспечению исполнения юридической обязанности. Конституция РФ устанавли­вает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.

ТК РФ устанавливает способы защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работни­ков профессиональными союзами;

3. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда и устанавливает ответственность ра­ботодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательства в целях предупреждения и устранения на­рушений законодательства об охране труда. Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда служит одним из основных направлений государствен­ной политики в этой области.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы Федераль­ной инспекции труда, а контроль за соблюдением законода­тельства по безопасному ведению работ в отдельных отрас­лях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также федеральные надзоры. Внутриведомственный госу­дарственный контроль в подведомственных организациях — федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и орга­ны местного самоуправления.

Защита трудовых прав работников профессиональными со­юзами осуществляется на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности».

Профсоюзы представляют и за­щищают права и интересы членов профсоюза по вопросам ин­дивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах.

В целях самозащиты своих трудовых прав работ­ник может отказываться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отка­заться от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в целях осуществления защиты своих трудовых прав.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, работник вправе обратиться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека.

63. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права на территории Российской Федерации.

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспек­тор труда РФ. Он назначается на должность и осво­бождается от занимаемой должности Правительством РФ.

Деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на ос­нове принципов уважения, соблюдения и защиты прав и сво­бод человека и гражданина, законности, объективности, не­зависимости и гласности.

Основные задачи органов Федеральной инспекции труда:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные усло­вия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями положений трудового законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информа­цией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов го­сударственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не под­падают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Полномочия:осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства посредством проверок, обследова­ний, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответствен­ности; анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстанов­лению; осуществляют рассмотрение дел об административ­ных правонарушениях; реализуют мероприятия по коорди­нации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также Федеральная инспекция труда осу­ществляет и другие полномочия.

Проверка служит одной из форм контроля и назначается либо проводится Федеральной инспекцией труда в отношении организаций, обязанных соблюдать трудовое законодательство.

Обследование — действия со стороны должностных лиц Федеральной инспекции труда по выявлению нарушений тру­дового законодательства и прав работника.

Источник: https://studopedia.ru/3_188876_zashchita-trudovih-prav-rabotnikov.html

Некоторые проблемы защиты трудовых прав органами федеральной инспекции труда

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Курушин А.А., куратор по вопросам трудового права компании “ПРАВОВЕСТ Аудит”, г. Москва, кандидат юридических наук.

На основе анализа законодательства и правоприменительной практики автор выявляет некоторые негативные тенденции и проблемы правового регулирования защиты трудовых прав органами федеральной инспекции труда.

В их числе непоследовательность законодателя в определении круга полномочий федеральной инспекции труда, снижение эффективности ее деятельности из-за противоречий и пробелов в трудовом законодательстве, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами федеральной инспекции труда и судами в области защиты трудовых прав.

В результате сделан вывод о том, что причины такой конкуренции кроются не только в недостатках текущего законодательства, но и в нерешенности ряда концептуальных вопросов на доктринальном уровне, в науке трудового права.

On the basis of analysis of the legislation and law-application practice the author finds certain negative tendencies and problems of legal regulation of protection of labor rights by the agencies of the Federal Inspectorate of Labor, including inconsistency of the legislator in determination of the competence of the Federal Inspectorate of Labor, reduction of efficiency of activity thereof due to controversies and lacunas in labor legislation, lack of distinct delimitation of competence between the agencies of the Federal Inspectorate of Labor and the courts in the sphere of labor rights.

The author concludes that the reasons for such competition are not only in the defects of the current legislation, but also in the pendency of a number of conceptual issues at doctrinal level, in the science of labor law .

Kurushin A.A. Certain problems of protection of labor rights by the agencies of the Federal Inspectorate of Labor.

Известно, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде признаются одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод .

Часть 2 ст. 352 ТК РФ.

На всей территории нашей страны его осуществляет прежде всего федеральная инспекция труда – единая централизованная система, включающая федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба по труду и занятости) и его территориальные органы (государственные инспекции труда в субъектах РФ) .

Часть 1 ст. 353 ТК РФ.
Часть 1 ст. 354 ТК РФ.

Значимость деятельности органов федеральной инспекции труда в обеспечении защиты трудовых прав работников сложно ставить под сомнение. Достаточно отметить, что только в сфере оплаты труда за 2008 г. государственными инспекциями труда в субъектах РФ проведено около 62 тысяч проверок соблюдения трудового законодательства.

В результате было выявлено более 129 тысяч нарушений, оштрафовано 28 765 руководителей и других должностных лиц организаций, а также 6947 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма штрафов превысила 168,5 миллиона рублей.

После вмешательства трудовых инспекторов около 824 тысяч работников получили задержанную работодателями заработную плату на сумму более 7 миллиардов рублей. Кроме того, по результатам проверок соблюдения работодателями законодательства об оплате труда в 2008 г.

в органы прокуратуры направлено 924 материала, возбуждено 23 уголовных дела и 8 виновных лиц осуждены судом по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ .

http://www.rostrud.info/press/news/

Однако в сфере правового регулирования защиты трудовых прав органами федеральной инспекции труда в последнее время наблюдаются весьма тревожные тенденции.

Прежде всего, законодатель демонстрирует явную непоследовательность в определении круга полномочий этих органов.

В частности, совсем недавно федеральная инспекция труда в очередной раз была наделена правом осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей .

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Позицию законодателя по данному вопросу сложно признать взвешенной и логичной. Напомним, первоначально такие полномочия были предоставлены федеральной инспекции труда известным Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, который вступил в силу 6 октября 2006 г.

и фактически сформировал новую редакцию Трудового кодекса РФ . Однако уже с 1 января 2007 г. инспекция была лишена данного полномочия . И вот 10 августа 2008 г. оно было опять ей возвращено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ.

Пункт 293 ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”.
Статья 28 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Другой тревожной тенденцией стало снижение эффективности деятельности федеральной инспекции труда, обусловленное наличием в трудовом законодательстве противоречий и пробелов.

Так, до 6 октября 2006 г.

обоснованность заключения срочных трудовых договоров могла устанавливаться не только судом, но и органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права . После вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ указанное полномочие было сохранено исключительно за судами .

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/36900-nekotorye-problemy-zashhity-trudovykh-prav-organami-federalnoj

Вопросы обеспечения и защиты трудовых прав работников по российскому законодательству

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Разногласия в трудовых отношениях возникают нередко. Недобросовестные работодатели, которые уверены в юридической неграмотности своих работников, действуют в личных интересах, не учитывая права подчиненных, нанося им моральный и материальный ущерб. Поэтому гражданам важно знать свои гарантии и уметь их отстоять. Защита трудовых прав работников осуществляется разными способами.

Правовые документы, регулирующие этот вопрос

Защита прав – это ряд мероприятий, направленных на восстановление нарушенных гарантий граждан, предупреждение совершения работодателями противоправных действий в дальнейшем, а также наказание за противозаконные деяния. Она имеет место только при наличии факта правонарушения.

Вопросы, которые касаются защиты прав, регулируются рядом нормативно-правовых документов, их перечень приведен ниже:

  • Трудовой кодекс России;
  • Конституция РФ.

Согласно статьи №352 Трудового кодекса России, каждый гражданин имеет право на защиту личных гарантий, интересов и свобод всеми доступными и разрешенными законом способами. Статья №45 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека. Законодательство предоставляет работникам широкие возможности по защите личных трудовых интересов.

Но к сожалению многие сотрудники не понимают, как лучше поступать в случае совершения руководителем предприятия противозаконных действий. Некоторые работники думают, что отстоять свои интересы у них не получится, и мирятся с тем, что их права нарушаются, но практически любая проблема может быть решена в пользу работника. Главное действовать грамотно, настойчиво и последовательно.

Данный факт доказывает судебная практика по вопросам незаконного увольнения, невыплаты компенсаций и положенного заработка при разрыве трудовых отношений.

Немного хуже обстоят дела с доказательной базой по искам об установлении факта производственных отношений, о заключении трудового контракта. Но, тем не менее, работникам важно стремиться отстаивать свои права.

В противном случае их нарушение и ущемление может стать регулярным.

По статистическим данным, каждый четвертый сотрудник сталкивается с нарушением его прав.

Какая организация защищает интересы трудящихся?

Многие сотрудники интересуются, как называется организация по защите прав работников. Таких инстанций несколько. Во-первых, решением трудовых споров, защитой интересов и прав сотрудников занимается Государственная инспекция труда.

Она представляет собой единую централизованную систему, которая состоит из федерального органа власти, а также территориальных структур.

Во-вторых, защитой прав занимаются профсоюзные комитеты и судебные инстанции разного уровня. Каждый из этих органов имеет свои функции, обязанности.

Формы защиты труда работников

Защита трудовых прав может осуществляться в разных формах. Важно, чтобы используемые методы были предусмотрены законодательством РФ, не противоречили ему. Они представляют собой установленный тип правореализующей деятельности, которая касается применения определенных мер защиты нарушенных, оспариваемых прав сотрудников.

Выделяют юрисдикционные и неюрисдикционные формы правореализующей деятельности. Важно понимать особенности и характеристики каждой. К неюрисдикционным формам относятся согласительные процедуры (переговоры с руководителем компании с целью решения конфликтной ситуации) и самозащита.

Юрисдикционную защиту осуществляют специальные органы:

  • комиссии по трудовым спорам;
  • мировые суды;
  • прокуратура;
  • организации государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;
  • суды общей юрисдикции;
  • уполномоченный по правам человека в России;
  • Конституционный суд РФ.

Выбирая форму защиты трудовых прав, требуется учитывать рамки компетенции определенного органа, условия обращения в данную инстанцию, ее подведомственность. Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Основные способы

Сотрудникам нужно знать понятие и способы защиты трудовых прав работников. Это позволит отстоять свои интересы доступным, эффективным методом.

Согласно трудовому законодательству, существуют следующие варианты защиты прав:

  1. государственный надзор за соблюдением работодателем положений трудового законодательства;
  2. профсоюзные организации;
  3. отстаивание своих интересов самостоятельно;
  4. в органах суда.

Возможно использование и других способов, которые не запрещены законом. Но приведенного выше списка вполне достаточно сотруднику для грамотного поведения в решении трудовых споров.

Государственные органы

Контроль со стороны государства касательно соблюдения положений трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Особенности и порядок функционирования данного органа определяется правительством России. Надзорную деятельность данная организация осуществляет путем инспектирования.

Проверки проводятся по поручениям структурных подразделений Министерства труда, Роструда России. Отделы трудовых инспекций действуют во всех регионах и являются доступными для всех граждан страны, которые нуждаются в отстаивании своих интересов и защите трудовых прав.

Основными функциями органа выступают:

  • выполнение обследований;
  • проведение проверок;
  • наложение штрафа;
  • выдача предписаний;
  • составление протоколов о правонарушениях административного типа.

Также функция контроля возложена на федеральные органы исполнительной власти:

  1. Министерство труда и соцзащиты. Данная структура проводит государственную политику в области отношений между работодателем и персоналом, оплаты, охраны труда и т.п.;
  2. Отдел организации санитарного надзора. Данный орган входит в структуру Роспотребнадзора. Он осуществляет проверку руководителей предприятия на предмет соблюдения ими требований санитарного законодательства.

Надо отметить, что трудовая государственная инспекция контролирует действующие отношения. Случаи, которые касаются споров об увольнении, в компетенцию данного органа не входят.

Особенно рекомендуется обращаться в такую организацию с жалобами на нарушение прав работников со стороны индивидуальных предпринимателей. Но в подобном случае важно правильное оформление трудового договора. К контролирующим государственным органам также принадлежит прокуратура.

Представители данного учреждения выявляют факт ущемления прав человека, разъясняют порядок их защиты, а также принимают соответствующие меры для профилактики нарушений. Например, прокуратура проводит контроль соблюдения охраны труда на предприятиях. Чтобы инициировать проверку работодателя, сотруднику нужно написать жалобу в одну из государственных организаций.

Доказав вину руководителя предприятия, получится привлечь его к ответственности и предупредить дальнейшие неправомерные действия.

Профсоюзы

Актуальна защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Данные организации созданы для отстаивания интересов сотрудников. Они решают вопросы отдельных работников и всего коллектива.

Для защиты трудовых прав профсоюзы осуществляют следующее:

  • принимают участие в определении размеров заработной платы, норм труда и систем его оплаты;
  • предлагают внесение изменений в содержание нормативно-правовых актов касательно социально-трудовых отношений;
  • проводят контроль в области занятости населения;
  • посещают рабочие места граждан, являющихся членами профсоюзной организации;
  • выражают свое мнение относительно проектов социально-трудовой сферы;
  • принимают участие в разработке госпрограмм занятости;
  • контролируют соблюдение работодателем положений законодательства;
  • дают оценку правомерности действий руководителя предприятия в случае расторжения им контракта с подчиненным.

Надо отметить, что для проверки соблюдения работодателями трудового законодательства, профсоюзы могут привлекать государственные контролирующие органы. Также они вправе требовать от руководителя предприятия устранить и компенсировать нарушение. После этого директор компании должен в семидневный срок проинформировать профсоюз о принятых мерах.

Самозащита

Самозащита – это действия работника, ориентированные на защиту личных трудовых прав и интересов путем обращения в органы госнадзора либо с использованием других методов. Последний способ не стоит путать с забастовкой, когда проводится отстаивание интересов всего коллектива.

Варианты самозащиты:

При проведении самозащиты прав, сотруднику не нужно официально оформлять свои действия. Также гражданину разрешено использовать вместе с самозащитой другие способы отстаивания своих интересов.

Работника не могут привлечь к дисциплинарной либо административной ответственности, если он отстаивает свои интересы, закрепленные трудовым законодательством.

В судебных органах

Если работодатель нарушает права своего подчиненного, тогда последний имеет возможность обратиться с иском в судебную инстанцию. Сегодня данный метод отстаивания трудовых интересов является самым эффективным и популярным.

Решение суда считается обязательным к исполнению для руководителя компании. Игнорирование требований этого органа влечет за собой более тяжкие последствия для работодателя.

Надо отметить, что срок обращения является ограниченным и составляет три месяца. Если сотрудник уволен и хочет отстоять свои права (в случае невыплаты заработка, незаконного разрыва трудовых отношений и т.п), тогда ему следует подать иск в течение одного календарного месяца.

Помимо судебных органов работник может обратиться в такие инстанции:

  • комиссию по социально-трудовым отношениям;
  • трудовой арбитраж;
  • организацию по трудовым спорам.

Что делать человеку, если работодатель нарушает его права?

Если работник считает, что его права нарушены, тогда ему нужно понять, являются ли действия руководителя противозаконными. Далее необходимо решить, каким способом восстанавливать справедливость. Для начала стоит поговорить с начальством касательно ущемления личных прав и свобод.

Важно при этом ссылаться на положения трудового законодательства. Если это ни к чему не приведет, тогда нужно обратиться в государственную инстанцию, которая занимается защитой интересов работников. Применять методы самозащиты не рекомендуется, особенно если отсутствует успешная практика подобных действий.

Чтобы понять, куда стоит подавать жалобу, необходимо проанализировать характер нарушения. Важно собрать хорошую доказательную базу. От этого зависит успех дела. Таким образом, работникам важно знать свои права и обязанности работодателя.

Если руководитель компании совершает действия, которые не укладываются в рамки трудового законодательства, тогда можно привлечь его к ответственности.

Для этого надо выбрать оптимальный способ и форму защиты личных прав, организацию, в которую составлять и подавать жалобу.

Успех решения конфликта во многом зависит от активности работника, его стремления отстоять свои интересы, а также наличия хорошей доказательной базы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/trudovoe/zashhita-prav-rabotnikov.html

Федеральная инспекция труда

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК) – единая централизованная система состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основании принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • – обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • – обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда (ст. 356 ТК) реализует следующие основные полномочия:

  • – осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • – анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудовых прав граждан принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  • – осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • – направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  • – осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  • – осуществляет контроль и надзор за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • – обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  • – анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  • – принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  • – запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на низ задач;
  • – ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; – осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  • – готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  • – иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Основные права государственной инспекции труда, их обязанности и порядок инспектирования организаций изложены в Трудовом кодексе (ст. ст. 357, 358, 360 ТК).

В соответствии со ст.

359 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).

В соответствии со ст.

ст.

362, 363 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК и иными федеральными законами. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. ст. 362, 363 ТК).

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы у соответствующего руководителя по подчиненности, главного государственного инспектора труда Российской Федерации и (или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. ст. 361, 364 ТК).

В соответствии со ст.

365 Трудового кодекса Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК).

Источник: https://studwood.ru/1358254/pravo/federalnaya_inspektsiya_truda

О задачах и полномочиях федеральной инспекции труда – статьи газеты «солидарность»

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда

Статья 352 ТК РФ гласит, что каждый вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таких способов несколько, в частности – самозащита работниками трудовых прав. Но эти их права должно защищать и государство.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 2019

16. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ТРУДА

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Самозащита работниками трудовых прав (глава 59 ТК РФ)

В целях самозащиты трудовых прав работник, в письменной форме известив работодателя, или его представителя, или своего непосредственного руководителя, может защищать свои права, отказавшись выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором или непосредственно угрожающую его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными ФЗ (ст. 379 ТК РФ).

На время отказа от такой работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель или его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав (ст. 380 ТК РФ).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных НПА,
содержащих нормы трудового права

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). К числу основных способов защиты трудовых прав работников (ст.

352 ТК РФ) относится государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права (далее – НПА), соответствующими органами. Таким органом является федеральная инспекция труда (далее – ФИТ).

Федеральный госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА осуществляется ФИТ в порядке, установленном правительством РФ (ст. 352 и ст. 353 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, и его территориальных органов (госинспекций труда).

Функции ФИТ выполняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Руководство деятельностью ФИТ осуществляет главный госинспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ (ст. 354 ТК РФ).

Территориальными органами Роструда по госнадзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных НПА являются госинспекции труда в субъектах Федерации.

Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, должны не зависеть от госорганов, должностных лиц и подчиняться только закону (ст. 359 ТК РФ). Деятельность ФИТ и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК РФ).

Принцип уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из ст. 18 Конституции РФ. Право на государственную защиту прав и свобод гарантируется ст. 45 Конституции Рф.

Принцип законности обязывает госинспекторов труда в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, ФЗ, иными НПА. Действия работодателей и работников должны оцениваться только с точки зрения соблюдения ими требований трудового законодательства.

Принцип объективности требует от госинспекторов труда добросовестно, тщательно, всесторонне и беспристрастно выяснять обстоятельства, связанные с нарушениями трудовых прав работников. Собранные в результате проверки материалы дела должны содержать набор доказательств, достаточный для вынесения инспектором объективного решения.

Принцип независимости получил развитие в ст. 359 ТК РФ и основан на ст. 6 Конвенции МОТ № 81: госинспекторы труда независимы от любых изменений или любого внешнего влияния.

Основываясь на принципе гласности, ФИТ готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и в установленном порядке представляет их президенту и правительству РФ, а также Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные задачи ФИТ (ст. 355 ТК РФ) в соответствии с положениями ст.

3 Конвенции МОТ № 81: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных НПА; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных НПА; доведение до сведения соответствующих органов власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных НПА.

ФИТ реализует следующие основные полномочия:

– осуществляет госнадзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных НПА посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий (предоставленных ст. 23.12 КоАП РФ). Должностные лица ФИТ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях (предусмотренных статьями 5.27 – 5.34 КоАП РФ), принимать решение о назначении административного наказания; в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ – составлять протоколы об административных правонарушениях (предусмотренных статьями 5.27, 17.7, 17.9, 19.4 – 19.7, 19.26, 20.25 КоАП РФ) и другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с ФЗ и иными НПА;

– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры к их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

– осуществляет в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;

– направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;

– проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

– обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных НПА, готовит предложения по их совершенствованию (публикует в докладе);

– анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

– принимает меры к привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных НПА, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах и информации о влиянии применяемых технологий, материалов и методов на здоровье и безопасность работников;

– запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, нужную для выполнения возложенных на нее задач;

– ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы, иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры к устранению нарушений и восстановлению прав;

– информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных НПА, информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, разъясняет трудовые права граждан;

– проверяет реализацию прав работников на обеспечение по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

– направляет представление о приостановке аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение законодательства о СОУТ, в национальный орган по аккредитации;

– направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере труда, предложение аннулировать сертификат эксперта на право проведения СОУТ в связи с тем, что этот эксперт допускает нарушения законодательства о СОУТ;

– направляет в соответствующие органы власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии), злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных НПА;

– иные полномочия в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Автор – заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Продолжение следует

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-32.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.